Что делают в реке иордан. Что вы знаете о реке Иордан? Где находится река Иордан на карте? Это происходило в Вифаваре

На Ближнем Востоке расположена река Иордан. Ее почитают во всем мире, ведь с ней связано немало важных исторических событий. Сама река Иордан начинается у горы Хермон, которая разместилась в северной части сирийских Голанских высот. Благодаря обильному количеству осадков, обеспечивается полноводность водоема.

Дождь и снег выпадают регулярно на склонах Хермон, а сквозь ее трещины талые и дождевые воды находят выход наружу в виде родников.

Немного из истории названия

Река Иордан получила свое название много столетий назад. Большинство историков и ученых и сейчас спорят о том, почему именно так назвали ее. Основные мнения сводятся к тому, что название происходит от еврейского слова «йеред». В переводе на русский оно обозначает «спуск», «падение». Об этом упоминается в источнике Дан.

В целом этимология предлагает достаточно вариантов перевода названия реки. Все они происходят из семитских языков. Большинство вариаций обозначают собой «канаву» или «шум». Некоторые ученые убеждены, что название имеет индоевропейские корни. Такого мнения придерживается и В. В. Иванов. Его сторонники убеждены, что назвали реку индоиранцы, которые когда-то побывали у ее истоков.

Цифры и река

Река Иордан имеет длину в 252 км, а площадь ее бассейна превышает восемнадцать тысяч квадратных километров. Считается, что она несудоходная.

Исток и русло

Задаваясь вопросом о том, где находится река Иордан, в первую очередь имеют в виду расположение ее истока. Он разместился на Голанских высотах, там, где сейчас территория Сирии. Можно выделить три основных истока: Хермон, или Баниас, Леджан, или Дан, и Нахр Хасбани, или Снир.

Самым внушительным источником именуют Дан. Считается, что именно он в основном наполняет реку. Территория, где он размещен, сейчас является Национальным парком Тель Дан. Свое название он получил во многом благодаря этому роднику. А сам источник стал называться так в честь одного из 12 колен Израиля.

Как только в реке Иордан соединяются три родника, образуя русло, она впадает в озеро Хуле. Очень часто можно встретить и другие его названия, к примеру Меером или Хула. Протекая дальше, река впадает в Генисаретское озеро. Его также иногда именуют Киннереф, Киннеретское или Тивериадское озеро.

Его площадь достигает 167 квадратных километров, а объем превышает четыре миллиарда метров кубических. Само озеро является достаточно интересным. Вода его считается пригодной для питья, однако ее вкус несколько солоноватый. Само озеро разместилось примерно на 213 м ниже уровня моря.

Следующим водным пространством на пути реки является Мертвое море.

Притоки

Задаваясь вопросом о том, где находится река Иордан, часто имеется в виду и многообразие ее притоков. Самыми крупными из них называют Яббок и Ярмук, которые втекают с восточного берега, а также Харод - с западного.

Река Иордан Израиль кормит и поит. Всегда она была основной артерией страны. Когда-то ее бассейн отличался внушительной растительностью, а также был богат на фауну. Сейчас, к сожалению, Восток стал пустыней. Некогда богатая территория бассейна включает в себя исключительно рощи тростника, реже встречаются эвкалипты и финиковые пальмы.

В самые жаркие вся растительность высыхает под палящими лучами солнца. Однако, несмотря ни на что, река Иордан необычайно важна для всего Ближнего Востока.

Священная река

Для каждого верующего человека является священным то место, где несет свои воды река Иордан. Крещение Иисуса Христа, по легенде, произошло именно здесь, хотя далеко не все исторические источники согласны с этим утверждением.

Сама река регулярно упоминается в Ветхом и В Торе часто является чудодейственным местом то, где протекает река Иордан. Крещение Иисуса произошло на ее берегу, а история говорит о том, что крестителем выступал Иоанн Креститель. Само событие случилось вблизи города Иерихон.

Там, где протекает река Иордан, можно постоянно встретить многочисленных паломников. Люди верят, что воды таят в себе чудодейственную силу, поэтому приезжают со всего мира. Здесь осуществляют процедуру омовения.

История и политика

Следует понимать, что река Иордан, фото которой можно найти ниже, играет важную роль на Ближнем Востоке. Ее ценность заключается также в историческом и геополитическом смыслах. Именно поэтому стремление завладеть правом на обладание ее водами часто приводило к многочисленным конфликтам, которые иногда перерастали в полноценные войны.

Первые упоминания о реке Иордан были зафиксированы еще в тринадцатом столетии Этим документом являлся папирус Анастаси. Также особое внимание уделил ей древнеримский историк Тацит. Он уточнил, что река Иордан необычайно важна, а ее отцом является гора Хермон.

В древних временах река часто представляла собой своеобразную естественную границу Ханаана на востоке. Несколько позже образовались такие государства царя Васанского, как царства Ога и Сигона. И тогда река стала представлять собой своеобразную границу между ними. Спустя некоторое время территория была отдана колену Менаше, Реувена и Гада. Таким образом, река стала представлять собой не только межгосударственную, но и племенную границу.

История гласит, что израильские колена получили территорию с обеих сторон реки. Однако все мосты и возможные переправы через нее представляли собой важные места, которые зачастую имели военное значение. Их захват часто становился решающим в битве. Именно таким способом Гидон одержал победу над мидианитами, Эхуд - над царем Моава, Ифтах - над коленом Эфраима.

До наших дней дошло немало источников, в которых упоминается Иордан. Одним из таких стала Мозаичная карта. Она была создана в далеком шестом веке. Она представляет собой изображение самой реки, паромной переправы, города и многочисленных подробностей. Сейчас увидеть ее можно в Мадабе.

Археология

Интересно, что река Иордан не всегда считалась местом крещения Иисуса Христа. Ранее таковой являлась Эйзария, которая расположена поблизости. Однако археологические источники опровергли это. Уточняется, что через Эйзарию Иисус перешел и отправился к месту, где и прошел обряд крещения.

О нем упоминали также и в многочисленных сочинениях, которые писали паломники, путешествующие по Святым местам. Это было далекое время, когда Византийская империя была в самом расцвете. Во всех источниках упоминается греческая колонна и крест на ее вершине. Именно она обозначает собой место, где был Этот символ был установлен во время раннего христианства.

Однако само место было обнаружено далеко не сразу. Для этого понадобились многочисленные археологические исследования. Следует помнить о том, что река Иордан в пятом веке несколько изменила свое русло. Произошло это при впадении в Мертвое море. Ученые обнаружили место крещения спустя много лет.

Основание колонны также было найдено. Оно располагалось вблизи восточного берега реки на расстоянии примерно в 40 метров, что полностью соответствует историческим источникам и сочинениям паломников.

Также здесь были обнаружены остатки трех церквей. Все они были возведены на месте крещения Иисуса Христа в пятом и шестом веках. Простроил их император по имени Анастаси. Все церкви получили свое название в честь Иоанна Крестителя.

Туристы приезжают на реку Иордан не только в паломнических целях. Очень часто ими руководит простой интерес. При желании можно прокатиться на каяках по бурной реке. Это развлечение нельзя назвать самым дешевым, зато оно подарит массу ярких эмоций.

На Иордане можно встретить диких уток и утонченных лебедей. Они совершенно не боятся людей, поэтому можно покормить их или сфотографировать на память. Помимо этого, если посетить берега Иордана, можно насладиться удивительными живописными видами, а также многообразием кипарисовых рощ. Исключение составляют самые жаркие месяцы в году.

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин 1:18).

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба говорящий: се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр 21:1–3).

В шестой день пребывания на Святой Земле группа священнослужителей из Симбирской и Мелекесской епархии во главе с архиепископом Проклом, оставив Тивериаду, отправилась в Ярденит, на берег священной реки Иордан. В русском издании альбома “Земля Иисуса” (1995 г. Флоренция) Ярденит называется “Центром Крещения”, который основали члены киббуца Киннерет, “чтобы встречать бесчисленные потоки верующих, приезжающих сюда”. “До сих пор, - пишет далее автор, - в водах Иордана происходит символический обряд крещения верующих греческой Православной Церкви и католиков”. В альбоме есть фотографии места Крещения Иисуса Христа, под ними подпись: “Ярденит: два вида реки Иордан возле деревни, где крестился Иисус. Это место реки до сих пор почитается верующими” (подчеркнуто мной - прот. В. Д .)

В “Центре Крещения” мы отступили от “Программы путешествия”. Спустились на некоторое расстояние вниз по течению от “места, где паломники совершают погружение” , нашли удобный сход к воде и, совершив молебен, вошли в прохладные воды Иордана.

По территории Израиля Иордан течет не более восьми километров. Дальше, до самого устья, знаменитая библейская река является границей между Иорданией и Израилем. Наш путь из Ярденита к Мертвому морю проходил мимо заграждений из колючей проволоки. Когда проезжали через Иерихон, от которого идет дорога к Иордану, к месту, где Иисус Христос явился всей вселенной, где совершилось Его крещение, в котором показы­ва­ется таинство Святой Троицы, кто-то из группы спросил гида:

Почему в программе поездки нет подлинного места, где произошло событие, повернувшее ход священной истории Искупления от Ветхого Завета к Новому - Богоявление ?

Место это, - ответил гид, - находится на том берегу Иордана, напротив Иерихона, около семи километров до впадения в Мертвое море. Там стоит храм Иоанна Предтечи, но туда можно попасть только в праздник Крещения по специальным пропускам.

День седьмой в Палестине, последний по “Программе”, должен был начаться поездкой в Тель-Авив и Яффу, но наше паломническая группа решила остаться в Иерусалиме, еще немного побыть там, где мы участвовали в совершении таинства святейшей Евхаристии в полночь у Гроба Господня…

Путешествие по Святой Земле давно закончилось, но вопрос о “подлинном месте” Крещения и Богоявления и его значении остался.

Попытаемся, помня о неизреченности Божественной тайны, поставить этот вопрос, не претендуя на его разрешение.

Это происходило в Вифаваре

1 .Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия, начинается с выхода на проповедь и крещение Иоанна Крестителя, как написано у пророков (Мк 1:2), предвозвестивших приход в мир Спасителя и пред Ним Иоанна, предсказавших место, где будет проповедовать Иоанн - Глас вопиющего в пустыне (Ин 1:23). Также Духом Святым было возвещено ему крестить в воде. Я не знал Его , - говорит Иоанн, - но Пославший меня крестить в воде сказал мне … (Ин 1:33). В каждом из четырех Евангелий говорится, что Иоанн совершал крещение в водах реки Иордан. Итак, “под­лин­ное” место крещения Иисуса Христа - Иордан. Но река делится на три течения, верхнее - от истоков до озера, называемого в Ветхом Завете Мером; среднее - от озера Мером до Генисаретского озера; и нижнее - от Генисаретского озера до Мертвого моря. В каком же из этих течений?

У Евангелиста Матфея написано: В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской (Мф 3:1); у Луки: …был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской (Лк 3:2–3); у Марка: Явился Иоанн, крестя в пустыне (Мк 1:4). Отсутствие названия пустыни в Евангелии от Марка Толковая Библия Лопухина объясняет тем, что Марк «как житель Иерусалима, считал излишним ближайшее определение того, что он разумеет под пустынею: иерусалимляне под “пустынею” привыкли понимать именно иудейскую пустыню, то есть страну между горами иудейскими и Иорданом, к северо-западу от Мертвого моря» . В Библейской энциклопедии архимандрита Никифора кроме Иудейской, Фекопской и Иерихонской названа также Иорданская пустыня, а на географических картах Палестины “времен Иисуса Христа” она обозначена по обоим берегам Иордана от Иерихона к северу на две трети нижнего течения.

По расположению Иудейской и Иорданской пустынь можно сделать следующее уточнение места, где принял крещение и явился миру Спаситель: нижнее течение Иордана, между Генисаретским озером и Мертвым морем. Здесь река Иордан течет с севера на юг на протяжении 107 километров.

Несомненно, что там, где крестился Христос, глубина была достаточной для совершения погружения. О необходимости этого есть подтверждение в Евангелии от Иоанна: А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды (Ин 3:23). Но несомненно и то, что где-то недалеко должна быть переправа, так как выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне (Мк 1:5), а крестил Иоанн на восточном берегу Иордана, по ту сторону от Иудеи, как сказано у Евангелиста Иоанна Богослова: (Ин 1:28); ср. в церковнославянском: Сия в Вифаваре быша об он пол Иордана, идеже бе Иоанн крестя ; обонпол значит ‘за’, то есть за Иорданом. И в Евангелии от Иоанна сказано: …искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там (Ин 10:39–40). Но в Ин 1:28 вызывает недоумение и вопросы само название места, где крестил Иоанн Предтеча и впервые явилась миру Пресвятая Троица. «Вместо имени “Вифавара” (место переправы) в большинстве древних кодексов стоит название “Ви­фа­ния”» . Святитель Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелие святого Апостола Иоанна Богослова пишет: “Сия в Вифании быша”, но добавляет: “А в исправнейших списках сказано: в Вифаваре. Вифания была не по ту сторону Иордана и не в пустыне, а близ Иерусалима” .

В толковании на Евангелие от Иоанна святителя Кирилла Александрийского поставлено “Вифавара”, но следует подробная сноска. “Так по одним ркп. у св. Кирилла согл. мног. кодд. и Сир. Но в других ркп. св. Кирилла чит.: Вифания согл. древн. Кодд., лат. Вульг. Сир. (sch и р - текст) и др. мн. Последнему следует Остром. Мар. Зогр. и др. древнеславян., но теперь слав. следует Конст. 1383 г. и позднейшим. У св. Алексия не ясны последние буквы: в вифа.., но по всем признакам надо читать: в Вифании” . Существует объяснение названия “Вифавара”: «дом перехода, палестин. местечко, упоминаемое в Н. З. (Ин 1:28), находится против Иерихона. В некоторых местах Вифавара называется “Вифания заиорданская”» .

Толковая Библия Лопухина называет точное расположение Вифавары: “В 10 километрах от Иордана”, но на картах “Хана­ан” и “Палестина”, помещенных в конце издания, она не указана . А в Библейской энциклопедии издания Российского Библейского общества, наоборот, на карте “Израиль в эпоху Нового Завета”, на восточной стороне Иордана, около четырех километров от Мертвого моря, обозначена “Вифания за Иорданом”, но в географических названиях о ней ничего не сказано .

В 2001 году в интернете появилось сообщение: “Ученые нашли место крещения Иисуса Христа”. Международная группа ученых, ведущая раскопки на Святой Земле, объявила, что ей “удалось наконец решить одну из загадок, связанных с Новым Заветом - установить точное место крещения Иисуса Христа”. Они нашли на восточном берегу Иордана, где сейчас находится иорданский поселок Вали-эль-Харар, основание греческой колонны с крестом наверху, которая была установлена во времена раннего христианства среди Иордана на месте крещения Спасителя. Источник “Утро.Ру” считает, что местонахождение селения Вифания, недалеко от которого проповедовал и крестил Иоанн Креститель, до сих пор было неизвестно потому, “что в Палестине было несколько селений с таким названием” . Несомненно, дело не в количестве селений с названием Вифания (по ранним кодексам) или Вифавара, которое дано в Евангелии от Иоанна (Ин 1:28), а в том, что это открытие не стало событием в христианском мире. С тех пор прошло достаточно времени, но, судя по всему, “под­лин­ное место” (если о нем можно говорить всерьез) Крещения и Богоявления все еще находится за колючей проволокой.

2 . Вифавара - “дом перехода, палестинское местечко, находящееся против Иерихона”, «“дом переправы <…> по ту сторону Иордана”, где проповедовал и крестил Иоанн Креститель; здесь также, как полагают, израильтяне перешли Иордан во главе с Иисусом Навином» .

В более ранних кодексах Евангелия от Иоанна место Крещения и Богоявления называется Вифанией, Вифания - по-еврейски ‘дом бедных’ или ‘дом угнетения, бедствия’ .

В ветхозаветной истории не упоминается селений и местечек с такими названиями, которые бы находились по ту сторону Иордана, напротив Иерихона. Но Вифаварой могли называть не только существующую здесь переправу с одного берега на другой в виде плота или какого-то судна (2 Цар 19:17), но переход сынов Израилевых в Землю Обетованную из “дома угнетения”, когда ковчег завета Господня чудесным образом рассек воды Иордана: вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама (Нав 3:16). От Мертвого моря, куда “ушла и иссякла” текущая в него вода, до города Адама было около сорока километров. И народ переходил против Иерихона (Нав 3:17). Иордан был последней преградой на сорокалетнем пути переселения избранного народа из “Вифа­нии” в Землю Обетованную.

И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона (Чис 22:1).

Здесь, в Иорданской пустыне, они стояли станом около двух лет. На этом месте происходило “исчисление” всего общества сынов Израилевых, отсюда ходили они войной на мадианитян и возвращались сюда с пленными и всей добычей. Здесь прозвучал глас Моисея: Слушай, Израиль! (Втор 6:4); Слушай постановления и законы (Втор 4:1). И слушали все израильтяне Второзаконие; и чтобы услышанное было свидетельством против них и их дальнейшей жизни на Святой Земле, Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца и отдал ее левитам, носившим ковчег завета Господня, и положили ее одесную ковчега (Втор 31:24,26). Здесь же, у Иордана близ Иерихона, и умер Моисей в возрасте 120 лет, и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:6).

Святитель Василий Великий, говоря о прообразовании как выражении “ожидаемого в уподоблении, которым назнаменательно предуказуется будущее”, пишет: “повествуемое об изведении Израиля служит указанием на спасаемых крещением” . А святитель Кирилл Александрийский в “искусных объяснениях” пятикнижия Моисея, в главе “О рождении Моисея” представляет написанное о Моисее как “образ в предызображении спасения, совершенного черезХриста” . В том, что младенец Моисей был найден дочерью фараона у берега реки, святитель Кирилл видит образ Крещения.

“Но дщерь фараона, то есть церковь из язычников, хотя и имевшая некогда отцом своим сатану, обретает Его при водах, являющих образ святого Крещения, через которое и в котором Христос обретается, и открывает ковчежец” . Но ветхий путь изведения Израиля Моисеем из Вифании египетской, “дома рабства”, в Землю Обетованную не только прообразовательно указывает на новый путь спасения через Крещение, а и реально завершается там, где начнется исход нового народа Божия от мира сего на небо - в Церковь, и Моисей, предызобразивший в младенческом возрасте Крещение Иисуса Христа, умирает здесь же, при водах Иордана, против Иерихона, где это Крещение и совершится, где Христос “открывает ковчежец” вечной жизни. Здесь умирает ветхий человек и “вражда наша на Бога <…> и мы восходим от воды как бы из мертвых ожившие, будучи спасены благодатию Призвавшего нас” .

Перед смертью Моисей благословил по гласу Божию Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух (Чис 27:18), вождем сынов Израилевых. Он так же, как и Моисей, прообразуя Иисуса Христа, входит с народом в Святую Землю. Исполняя то, что говорил ему Господь, Иисус Навин приказал взять двенадцать камней по числу колен израилевых со дна Иордана, где стояли священники с ковчегом завета, и положить их в Галгале. И другие двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета Господня. Они там и до сего дня (Нав 4:9). Для перенесения камней Иисус назначил двенадцать человек, по одному из колена. Каждый нес камень, положив на плечо. На месте, где прозвучит глас Иоанна Предтечи, было положено знамение в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа всей земли; когда он переходил через Иордан, тогда вода Иордана разделилась; таким образом, камни сии будут у вас для сынов Израилевых памятником на век (Нав 4:7); дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа, Бога вашего, во все дни (Нав 4:24).

Но недолго помнили “повеления Господни” сыны Израилевы, опять пошли “вслед ваалам” и разрушили памятник.

Илия пророк первый начинает готовить путь возвращения в исходную точку - на восточную сторону Иордана, против Иерихона, из Земли Обетованной в пустыню. По его молитве наступает наказание: очищение огнем - засухой. Он восстанавливает на горе Кармил разрушенный жертвенник Господень из двенадцати камней. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова (3 Цар 18:31). В этом восстановлении прообразовательный смысл: “отвергнутые” камни, положенные знамением у перехода сынов Израилевых, станут “во главу угла” нового жертвенника в новой вселенской Скинии. Господь посылает Илию как предтечу пройти путь возвращения в Вифанию. Он идет к месту перехода - Вифавары Израиля, рассекает милотью Иордан и по суху переходит на пустынный восточный берег.

За твою дерзость против Меня <…> возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришел (Ис 37:29). Несомненно, что эти слова, сказанные Господом через пророка Исайю, были предупреждением не только царю Ассирийскому. Отвергнувшие дар Божий - землю, текущую молоком и медом, превратившие ее (в духовном смысле) в пустыню, сыны Израилевы и сыны Иудины в пустыню же и возвращаются.

Вознесение Илии пророка на огненной колеснице в вихре на небо (4 Цар 2:11) на том же месте, где стоял станом Израиль, где могила Моисея, предобразует новую Вифавару, новый “пере­ход”, новую Пасху - от земли на Небо. Именно здесь воздвигнет Господь святилище и скинию истинную (см. Евр 8:2), новую, совершенную и нерукотворенную, Святое Святых. В этом вселенском Алтаре совершится великое дело - предстоящее Крещение - “колесница на небо, райское наслаждение, предуготовление Царствия, дарование усыновления” (святитель Кирилл Иерусалимский) ; сюда войдут народы жертвою благоугодною (Ис 60:7) на новый праздник в пустыне, в совершенной радости, на новую Пасху.

Путь возвращения в “исходную точку”, который прообразовательно указал Илия пророк - путь возвращения к Богу. Начатое им великое дело приуготовления продолжает и совершает Иоанн Предтеча. Там же, откуда Господь восхотел вознести Илию (4 Цар 2:1), является человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн (Ин 1:6). Он, по слову Ангела, многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии <…> дабы представить Господу народ приготовленный (Лк 1:16–17). Там же, где возглашал Моисей: Слушай, Израиль! Слушай постановления и законы , звучит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2). Господь посылает Иоанна крестить в воде и засвидетельствовать миру крестящего Духом Святым Сына Божия во славе Святой Троицы - Богоявления.

3 . В Толковой Библии Ло­пухина высказывается предположение, что местечко Вифавара находилось в 10 километрах от Иордана. “Здесь, вероятно, - пишут авторы, - имел свое пребывание Креститель, когда около него собралось немало учеников, которые не могли же все время в зной и холод находиться в пустыне, без приюта. Отсюда Креститель мог ходить ежедневно к Иордану и там проповедовать” .

С таким утверждением трудно согласиться. Ученики Иоанна может быть и не могли находиться в пустыне “без приюта”, но сам Предтеча, “вскормленный в пустыне” (Георгий Неокесарийский), выйдя на проповедь Благой Вести, не мог отступить от подвижнической, духовной сущности новой жизни, которую он сам проповедовал. “Иоанн выходил из пустыни, - пишет Евсевий Кесарийский, - одетый в странную одежду. Он уклоняется от всякого общения с людьми и потому не заходил ни в города, ни в деревни, ни в собрания мужей и даже трапезу ни с кем не делил”. “…Который внезапно появлялся неизвестно откуда из пустыни, а после проповеди удалялся обратно в пустыню и снова неизвестно куда; который не пил, не ел, не общался с толпой. Потому они думали, что он даже и не человек. Ибо как он мог быть человеком, если даже в пище никакой не нуждался? Поэтому и принимали его за ангела, того самого, о котором возвестил пророк” .

Жизнь Крестителя предвосхищает завершение собрания народа на ветхой, земной, естественной основе - в страны, города, деревни и любые другие “народные собрания” - и начало нового собрания, собрания в Церковь, “которое Сам Бог созывает” (протопресвитер Николай Афанасьев), которое есть собрание Евхаристическое всех на одно и то же - Трапезу Господню, в котором нет иудея и эллина, раба и свободного, богатого и бедного, которое не имеет “постоянного места жительства”.

Через Иоанна Предтечу Господь готовит новую Вифавару, - переселение к Небесному Отечеству из Вифании - “дома скорби”, “мира сего” ко граду Божию - Небесному Иерусалиму, ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр 13:14); новый исход - в Церковь и через Церковь. “Особенная цель Иоанна, - говорит святитель Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова, - была та, чтобы только огласить Его пришествие и убедить хотя некоторых - послушать Живота вечного. Большее же свидетельство Иоанн оставляет Самому Христу…” .

Крещение Иисуса Христа в Иордане было явлением миру Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Спаситель свидетельствует вступление в Церковь через таинство Крещения. Это вступление “совершается Духом, Которого посылает Бог в таинстве крещения” . Дальнейший путь новой “Скинии собрания” свидетельствуется Иисусом как путь восхождения в Иерусалим, как путь Страстей. Об этом “оглашает” Иоанн Креститель. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29).

Это происходило в Вифаваре…

Здесь Христос является как Пасхальный Агнец, здесь воссиял миру светильник Небесного Иерусалима, воссияла Новая Пасха - иного жития вечного начало (7-я песнь канона), здесь начинается новое время - время спасения, начало возвращения творения к Творцу, человека к Богу.

Иордан как образ преграды

Грехопадение человека отделило его от Бога. Между Творцом и тварью возникла греховная преграда вражды и разделения, ведущая к смерти. Началась жизнь людей в “доме скорби” - Вифании. Греховная преграда разделила весь мир: человека с человеком, человека со своей совестью, человека со всем, что есть в мире. Все разделилось в себе самом, противоположилось: по эту сторону - и по ту сторону. Разделение (“Вавилон”) становилось причиной войн и бесконечных переходов и переселений по всей земле.

Господь избрал Аврама и он стал ходить по пути, указанному Богом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля (Быт 13:3). С Аврамом ходил его племянник Лот. И у Аврама, и у Лота был мелкий и крупный скот и шатры. Имущество их было так велико, что стало им тесно жить вместе. Пастухи “скота Аврамова” начали враждовать с пастухами “скота Лотова” и родственники решили разделиться. Аврам сказал Лоту: “Если ты направо, то я налево”. Именно здесь, при разделении близких по родству людей, впервые в Библии упоминается река Иордан: И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую <…> и раскинул шатры до Содома (Быт 13:11–12). Эта река занимает особое место в библейской истории, она - не только реальное разделение Палестины на две половины - восточную и западную, но образ преграды, разрушающей цельность и умертвляющей жизнь.

Иаков - первый, кому Господь дал власть “рассечь” Иордан как преграду, когда он, спасаясь от своего брата Исава, бежал в Месопотамию к своему дяде Лавану в Харран, после того как Господь во сне сказал ему: и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт 28:15). Возвращаясь обратно, Иаков, узнав, что навстречу идет брат с войском, испугавшись, воззвал к Господу: Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана (Быт 32:10). Хотя в приведенных словах Иакова нет прямого указания на “рассечение” вод Иордана, но в Толковой Библии Лопухина есть подтверждение подобного заключения: “еврейские толкователи, обращая внимание на конструкцию bemaqoli, с жезлом, или, точнее, посредством жезла, полагали, что Иаков жезлом разделил Иордан” .

Иисус Навин, которому после смерти Моисея Господь повелел завершить исход, разделил воды Иордана ковчегом завета Господня, открывая сынам Израилевым путь в Землю Обетованную. Илия пророк силой, данной ему от Господа, разрушил “преграду”, указуя “мятежному дому” путь возвращения в пустыню, а после вознесения его на колеснице огненной сила разрушения “преграды” перешла к его ученику Елисею.

Святитель Иоанн Златоуст называет только три “рассечения” Иордана: при Иисусе Навине, Илией и Елисеем, но у него “рассечение” имеет смысл преграждения, отсечения вод Иордана от Мертвого моря - от смерти, обращения течения их вспять. “Трижды его разделил Бог, чтобы в нем не было более течения к Мертвому морю, но чтобы он востекал к древним живым корням” . Святитель видел в Иордане образ нашего смертного рода. “Начался наш образ из земли, - пишет он, - и прекратился смертью; его приняло Мертвое море, глубокое, преисподнее, мертвая бездна” .

Все ветхозаветные “рассечения” Иордана разрушали преграду только на время перехода на другой берег, после чего она опять восстанавливалась и продолжала существовать. И только Иисус Христос окончательно разрушает греховную преграду вражды и разделения, давая возможность всем жаждущим и желающим спасения восходить от земли на Небо - к вечной жизни. “Иор­дан - начало обладания землею; Иордан - начало обладания Царством Небесным” .

Своим Крещением и явлением в мир Пасхальным Агнцем, искупительной Жертвой за грехи всего мира Иисус возвращает миру утраченную цельность, его первоначальное единство. При­миритель соединяет два разделенных берега, как камень, соединяющий две стены, превращает Иордан из образа греховной преграды в образ чистой реки воды жизни Небесного Иерусалима, где древо жизни и по ту и по другую сторону реки (см. Откр 22:1–2). Ибо Он есть мир наш , - пишет апостол Павел, - соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф 2:14–15).

Новый исход

После Крещения и искушения от диавола Иисус Христос в силе духа начинает Свой путь служения. Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45). Сначала Он идет в “свое отечество”, в Галилею. Чтобы попасть туда, необходимо было пройти Заиорданской стороной вдоль Иордана до Вифавары напротив Скифополя. Этим путем ходили паломники из Галилеи в Иерусалим на Пасху и другие иудейские праздники. Для них был закрыт прямой путь через Самарию, которая находилась между Иудеей и Галилеей, по причине частых обострений отношений иудеев и самарян. Самаряне поклонялись Богу не в Иерусалиме, а на горе Гаризим. Это было основной причиной их разногласий. “…Так как Моисей повелел иметь для общественного поклонения Богу только одно место во всей обетованной земле, - пишет Б. И. Гладков, - то понятно, почему между самарянами и иудеями существовало непримиримое разногласие о том, у кого из них истинное поклонение Богу” .

Путешествующим в Иерусалим из Галилеи приходилось дважды переправляться через Иордан: первый раз на восточный берег напротив Скифополя, второй - опять на западный напротив Иерихона, и далее идти от Иерихона до Иерусалима по пустыне, которая была “очень опасна для путешественников, так как там ютились разбойники” .

Этим путем родители Иисуса ходили каждый год из Галилеи в Иерусалим на праздник Пасхи (Лк 2:41). Христос с юных лет знал этот путь (Лк 2:42) и проходил через место, где, принимая Крещение, явится миру как Сын Божий. Паломнический путь из Галилеи в Иерусалим станет Его последним путем - восхождением на добровольную смерть, на Страсти. В Евангелии от Иоанна этот путь Христос начинает с места Своего Крещения, куда Он возвращается, уклоняясь от рук преследователей.

И пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там (Ин 10:40). В повествовании апостола и евангелиста Иоанна местом, где крестил Иоанн, называется не только Вифавара (Ин 1:28), но и Енон близ Салима (Ин 3:23). Но, если верить карте “Палестина времен Иисуса Христа и Апостолов”, Енон и Салим находились “на этом” - западном берегу Иордана, на территории Самарии, а не “за Иорданом”. Подтверждение тому, что Спаситель возвращается на место Своего Крещения, можно найти в Беседах на Евангелие Иоанна святителя Иоанна Златоуста: “Но для чего евангелист указывает место? Для того, чтобы ты знал, что Он удалился в то место с намерением напомнить иудеям о том, что там произошло и что сказано было Иоанном, равно как и его свидетельство” . Сюда же, где когда-то Моисей повторил сынам Израилевым главное содержание книг закона, возвращается Господь, напоминая еще раз о самом существенном моменте Своего благовествования.

«Он удаляется из Иерусалима, - пишет блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, подчеркивая особый духовный смысл возвращения Иисуса Христа на место Крещения, - то есть от иудейского народа, и переходит в место, имеющее источники, то есть в Церковь из язычников, имеющую источники Крещения. Ибо “за Иордан” означает это, то есть переход через Крещение. Ибо никто не приходит к Иисусу и не делается истинно верным иначе, как пройдя через Крещение, которое обозначается Иорданом» .

Иисус Христос оставался в Вифаваре более трех месяцев: из Иудеи в Перею Он удалялся на время праздника Обновления (в двадцатых числах 9-го месяца хаслева - первая половина декабря), а возвращается, узнав о болезни Лазаря, предположительно в конце февраля, так как после воскрешения Лазаря говорится - Приближалась Пасха Иудейская (Ин 11:55), а Пасха Иудейская - в середине 1-го месяца авива (вторая половина марта и первая половина апреля). За это время многие пришли к Нему <…> И многие там уверовали в Него (Ин 10:41–42).

Отсюда, совершив чудо воскрешения Лазаря, Спаситель “вос­­­­хо­дит” в Иерусалим - в “мир сей”, который возненавидел Его, который ищет Его, чтобы уничтожить. Отсюда, с места, где завершился Ветхий Исход, начинается Новый - через Страсти к Воскресению и победе над смертью - к Жизни Вечной.

В синоптических Евангелиях (Мф, Мк, Лк) нет прямой параллели Ин 10:40, но в каждом из них последний путь Христа из Галилеи в Иерусалим совпадает с паломническим путем Заиорданской стороной через Десятиградие и Перею с двумя переправами через Иордан. Следовательно, и у синоптиков Иисус перед восхождением через Иерихон в Иерусалим был в Вифаваре - на месте Крещения. Это тоже возвращение “за Иордан”, которое не могло остаться незамеченным, не напомнить о тех событиях, которые здесь произошли. В первых трех Евангелиях нет оснований для предположения о времени пребывания Спасителя в Вифаваре, но в каждом из них - Мф 20:17–19; Мк 10:32–34; Лк 18:31–33 перед Иерихоном Иисус, “отозвав двенадцать учеников одних”, повторяет им то, что открыл им в начале пути на Страсти: Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16:21; ср. Мк 8:31; Лк 9:22) - возможно, что эти слова были сказаны в Вифаваре. Христос третий раз втайне открывает ученикам сущность Своего “удивительного” учения на пути из Галилеи в Иерусалим, но они опять не разумели сказанного (Лк 18:34). Когда они впервые услышали, на какой путь вступает их Учитель и призывает следовать за Ним, Петр, который только что исповедал, что Христос - Сын Бога Живаго , которому Иисус только что сказал, что сделает его основанием Своей Церкви и даст ему ключи Царства Небесного , начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:22; ткж. Мк 8:32). Ответ Христа Петру резок и решителен, как на третье искушение от диавола: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф 16:23; ср. Мк 8:33). Сразу же после этих слов Христос открывает самый “удивительный” момент Своего учения, который, говоря словами митрополита Антония Сурожского, “переворачивает мир вверх дном”: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). В Евангелии от Матфея Он обращается только к ученикам Своим, от Марка - к народу с учениками, от Луки - ко всем. Господь возвестил всем завершение жизни “для себя” и “в себе”. “Отвергнись себя” - непременное условие Нового Исхода, о котором через несколько дней (через шесть - Мф, через восемь - Мк) Он, преобразившись, будет беседовать с Моисеем и Илией. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалим (Лк 9:31). Моисей совершил Ветхий Исход сынов Израилевых из Египта и дошел с ними до Вифавары - места Второзакония и своей кончины, места чудесного перехода Израиля через Иордан; Илия указал путь возвращения в Вифанию-Вифавару как исходную точку, которая станет началом Нового Исхода - Пути Спасения всех людей. Именно они явились Иисусу в Его Преображении. Со Христом на Фаворе были ученики Петр, Иаков и Иоанн, но они во время беседы Его с Моисеем и Илиею спали, а Петр, пробудившись, просил Иисуса остаться здесь, никуда отсюда не уходить. Ученики не могли принять главного условия Нового Исхода - “отвергнись себя”. Путь на Страсти вызывал страх и сомнения, расслаблял волю. Думая, “что человеческое”, нельзя понять, что Путь Спасения есть Путь на Страсти. В подтверждение истинности Нового Исхода во Христе, всего того, что Он говорит, был глас из осенившего их облака: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5; Мк 9:7; Лк 9:35).

Христос говорит, но никто не принимает свидетельства Его (Ин 3:32). Но было свидетельство Иоанна Крестителя: Сей есть Сын Божий (Ин 1:34). Иоанн свидетельствовал, чтобы приняли свидетельство Приходящего свыше: Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин 3:33–36). Об этом напоминает всем Христос Своим возвращением за Иордан перед восхождением в Иерусалим в повествовании апостола Иоанна Богослова (Ин 10:40), а в синоптических Евангелиях - во время пути на Страсти из Галилеи в Иерусалим. И пока Он оставался там, где явился миру во славе Святой Троицы, откуда начал Свое служение, многие пришли к Нему (Ин 10:41) и приняли то, что свидетельствовал о Нем Иоанн Креститель, как истинное: и многие там уверовали в Него (Ин 10:42). Когда Иисус, узнав о болезни Лазаря, призвал учеников идти опять в Иудею, они начали прекословить Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? (Ин 11:8). И только Фома сказал не как сопровождающий Учителя на смерть, а как следующий Его путем: пойдем и мы умрем с Ним (Ин 11:16). Здесь - “с Ним” - со Иисусом, а не с Лазарем .

Фома не отделяет Его Страсти от Его славы, как сыны Зеведеевы, просившие почетных мест в Царстве (Мф 20:20–21; Мк 10:35–37), в его словах - понимание сокровенного смысла Нового Исхода: “через Страсти Господь входит в славу Царства” .

Дом Пасхи

Пасха по-еврейски буквально значит ‘переход, перемена места’. В Ветхом Завете Пасха - праздник в воспоминание перехода Израиля из “дома рабства” в земле египетской в Землю Обетованную, текущую молоком и медом, красу всех земель (пасхой также называли жертвенного пасхального агнца). Ветхозаветный Исход завершился чудесным переходом сынов Израилевых через Иордан напротив Иерихона. На этом же месте - начало Нового Завета с Новым Исходом.

Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн (Ин 1:28). На месте ветхозаветной Вифавары, дома перехода, является миру Новый Пасхальный Агнец во славе Святой Троицы, чтобы спасти мир от смерти греха, уничтожив ее “жало” Своей добровольной смертью. Он начинает Домостроительство новой Вифавары - нового Дома Пасхи.

«Отняв жало греха у смерти, уничтожив смерть как духовную реальность. - пишет протопресвитер Александр Шмеман, - наполнив ее Собою, Своей любовью и жизнью, Он превращает ее, бывшую самой реальностью отчуждения и извращения жизни, в сияющий и радостный “переход” - Пасху - в более насыщенную жизнь, в более крепкое единение, в более сильную любовь» . Господь собирает народ Божий на новый праздник в пустыне в Вифании - “доме скорби”, “доме падших”, “за станом”, в таинство Церкви Божией во Христе, на Трапезу Господню - святейшее Таинство Евхаристии, совершаемое в Духе и Духом. “Новое Домостроительство, утверждаемое на месте Ветхого, есть Домостроительство Духа” .

Новое собрание - в таинство новой жизни, в Церковь “стран­ст­вующую” в пустыне мира сего до Дня Господня. Итак выйдем к Нему за стан , - призывает апостол Павел в Послании к Евреям, - нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр 13:13–14). “К Нему” - значит в Его Церковь, как Его Тело, распинаемое за грехи всего мира, которая есть “действительный переход” (о. Александр Шмеман) в Царство Божие. Новая Пасха, Новый Исход от земли на небо во Христе будет совершаться в новом времени, доколе Он придет. “Евхаристия, - пишет протопресвитер Николай Афанасьев, - совершаемая учениками до тех пор, пока Он придет, есть продолжающаяся, последняя Трапеза Христа. Как и Тайная Вечеря, она связана с Его смертью и Его Воскресением” . Сама Церковь Божия во Христе, в которой и через которую исполняется, становится реальным новое время и новая жизнь, и есть новый “праздник в пустыне”, праздник перехода из мира сего в Его Царствие. Но “Его исход” - праздничный переход из эона мира сего в эон Царства (о. Александр Шмеман) - не разрушает ветхие “мехи”, но претворяет старое в новое, сохраняя и то, и другое, как говорит Господь в притче о новом вине и ветхих мехах (Лк 5:36–39). После того как Сын Человеческий исполнил Свой исход к Отцу, пишет протопресвитер Александр Шмеман в Введении в литургическое богословие, “в Нем Новая Пасха стала Жизнью людей…” . Новая Пасха во времени актуализует “то вечное начало, которое для старого мира есть его конец, а в Церкви - Конец, претворенный в начало - начало, наполняющее радостной полнотой Конец” .

В Новом Доме Пасхи - все пасхальное, переходное, как новый закон, как новая “закваска”. Например, название отечества Иисуса Галилея, где Он начинает Свое служение, откуда начинается Его последний путь на Страсти, означает ‘переселение’ или ‘откровение’, как утверждает блаженный Августин, объясняя таинственное значение слов Воскресшего Христа: По воскресении же Моем предварю вас в Галилее (Мф 26:32; ср. Мк 14:28).

«Если понимать его (слово “Галилея” - прот. В. Д .) в смысле “переселения”, - пишет он, - то не означает ли это перехода благодати Христовой от народа Израиля к язычникам? Проповедуя язычникам Евангелие, Апостолы никогда бы не заслужили у них доверия, если бы Господь не предварил их пути в сердцах (этих) людей». “Это и будет истинное откровение, истинная Галилея, когда мы будем подобны Ему; там мы и увидим Его таким, какой Он есть. Это будет также и истинное переселение, если мы будем праведны и заслужим жизнь вечную” .

Церковь как Богоявление

В Введении в святоотеческое богословие, в главе “Святитель Григорий Нисский” протопресвитер Иоанн Мейендорф рассказывает о том, как святитель Григорий был послан Антиохийским собором в поездку по церквям Аравии и Палестины. Ему необходимо было собрать сведения об арианской ереси. Из этой поездки он вернулся с “весьма отрицательным” впечатлением об Иерусалиме. “Святые места. - пишет отец Иоанн, - в то время ставшие популярным центром паломничества, не вызвали у него никакого энтузиазма. В одном из своих писем Григорий пишет, что Божие присутствие есть повсюду, и полагать, что в Святой Земле оно явственнее, нежели во всяком другом месте, - большое заблуждение” .

С переходом от Ветхого к Новому, по выражению святителя Иоанна Златоуста, “вся земля, наконец, сделалась храмом”, изменился сам образ поклонения Богу. В беседе с самарянкой Христос говорит: наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу <…> Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Ин 4:21,23). В толковании на Евангелие от Иоанна святитель Иоанн Златоуст, рассматривая смысл слов Христа о новом образе служения Богу, пишет: “Говорит же Он здесь о Церкви, потому что ей свойственно истинное и достойное Бога поклонение Богу” . А истинные поклонники - “это те, которые не ограничивают служение Богу каким-либо местом, а поклоняются Ему духом, как и Павел говорит: молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим 12:1). Итак, не овец и тельцов, но себя самого принести Богу во всесожжение и значит: “пред­ставить жертву живу. И истиною достоит кланятися” .

С приходом в мир Христа ветхозаветное богопоклонение с его принципом посредничества между человеком и Богом (храм, священство, жертва), будучи прообразовательным, заканчивается и наступает новое - совершенное, как духовный подвиг, как «осознание всецелой принадлежности - душою и телом - Христу, “включение” в Его жизнь» . Теперь - Всевышний не в рукотворных храмах живет (Деян 7:48), теперь “храм” - Церковь, сотворенная Богом и Ему принадлежащая, являющаяся Таинством Евхаристического собрания верных во Христе на Его Трапезу в Его Царствии. После Богоявления в Вифаваре, где крестил Иоанн Предтеча, говоря словами протопресвитера Георгия Флоровского, - поворотной точки Откровения, когда «“Пос­лед­нее” или “новое” уже вошло в историю, но финал еще не наступил. Царство началось, но не исполнилось» ; после того как Троическое явися поклонение , Господь является в Церкви и через Церковь, которую Он основал на Тайной вечере, и которая актуализовалась в Пятидесятницу, Богоявлением вошло в мир новое, истинное Богопоклонение, которое само есть теперь Богоявление. Иисус Христос после Своего Воскресения и Вознесения являет Себя в мире сем через Церковь - Свое Тело, возглавляя его, приходя в Своем Времени до Своего Дня. «“День Господень” приидет, но он постоянно приходит в Церкви, так как Господь приходит к “своим”. Евхаристия есть трапеза Господа, приходящего в Церковь в Духе» .

Святитель Кирилл Александрийский в своем сочинении “О поклонении и служении в духе и истине” в главе “О святой скинии, что она была образом Церкви Христовой”, изъясняя слова Господа к Моисею на горе Синай: И да сотвориши Ми освящение, и явлюся в вас , пишет: “освящение да сотвориши Ми - говорит, - и явлюся в вас”: потому что Христос является в Церкви и светит пребывающим в ней, по написанному в Псалмах: Бог Господь, и явися нам (Пс 117:27). Но только верующие во Христа видят Славу Божию, потому что “вера есть как бы вход, ведущий к разумению и открывающий ум к восприятию света Божественного” .

Верующие призваны к жизни и служению во Христе - к Богоявлению. Пребудьте во Мне и Я в вас (Ин 15:4). Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир (Ин 17:18). Являть Бога миру значит свидетельствовать о Христе всей своей жизнью и смертью, нести в мир сей свет Божественной любви. Господь говорит всем чающим спасения от смерти греха: Я дал вам пример (Ин 13:15). Следуя примеру Христа, верующие прославляют не себя, а Его святое Имя. В ранней Церкви, как пишет протопресвитер Александр Шмеман, смысл почитания святых был христоцентрическим: “Ибо слава, раскрывающаяся в мученике, есть слава Христа и слава Церкви. Мученик есть прежде всего, пример, свидетельство, явление этой славы…” . Спаситель, явившись Павлу, призвал его к Богоявлению, к свидетельству Истины, открывающей глаза и обращающей от тьмы к свету: ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе (Деян 26:16).

В четырнадцатой главе Евангелия от Иоанна Христос говорит Своим ученикам: Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить (Ин 14:19). На вопрос одного из учеников: что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус ответил: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22–23).

Богоявление - Богочеловеческая встреча. В этой встрече мы уже призваны, уже избраны, она происходит тогда, когда “во-первых” - не мы, а Господь: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин 15:16), когда - Он избрал и Он возлюбил. Когда на призыв Духа и Невесты: прииди! <…> слышавший да скажет: прииди! (Откр 22:17), когда жаждущие и желающие воды жизни все вместе, как Церковь, взывают: Ей, гряди, Господи Иисусе!

В воспоминании митрополита Антония Сурожского о том, как он встретил духовника, есть такие слова: “И вот он поднимался из церкви, и я видел сияние вечной жизни” .

Истинное “место” Богоявления - Церковь Божия - во Христе, в ней Христос посреде нас, и есть и будет!

Из “Программы путешествия” по Святой Земле в государстве Израиль Всемирного фонда паломничества с 25 ноября по 1 декабря 1996 года.

Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1987 (репринт изд. преемников А. П. Лопухина. Петербург, 1911–1913). Кн. 3. Т. 9. С. 19.

См., например: Творения святителя Кирилла Архиепископа Александрийского. Кн. 3. М., 2002. С. 394; Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и кровию и духом. Париж-М., 2004. С. 127.

Прот. Александр Шмеман . Исторический путь православия. М., 1993 (репринт изд: Нью-Йорк, 1954). С. 83.

Вконтакте

В нижнем течении представляет собой естественную границу между Израилем и Иорданией. Одна из основных водных артерий региона. Длина - 252 км.

Когда-то в долине реки Иордан зеленели тропические леса, а в прибрежных зарослях папируса водились гиппопотамы. Сейчас здесь от былого растительного великолепия ничего не осталось, разве что возвышаются кое-где вечнозеленые смоковницы-сикоморы, скрашивая пустынный вид Иорданской равнины.

Река Иордан многократно упоминается в Библии. Согласно Ветхому Завету, Иисус Навин посуху перевёл еврейский народ между чудом расступившихся вод Иордана, тем самым завершив сорокалетнее скитание евреев по пустыне. Позднее, согласно Евангелию, в водах реки принял крещение Иисус Христос.

Христиане относятся к Иордану, как к священной реке; с византийской эпохи было распространено убеждение, что вода Иордана исцеляет болезни.

Гидрография

Длина Иордана - 252 км. Площадь бассейна составляет около 18 000 км². Средний уклон - 1,85 м/км, на участке от озера Ху́ла до Галилейского моря - 17,6 м/км. Река несудоходна.

Иордан берёт начало в 14 км севернее озера Хула. Его исток представляет собой слияние трёх рек - Эль-Хасбани (Хацбани, Снир), Баниаси (Хермон) и Лиддани (Дан), текущих со склонов горы Хермон и составляющих 77% вод бассейна Иордана. Далее река течёт в направлении с севера на юг до самого устья.

Jean Housen , CC BY-SA 3.0

Ниже по течению Сде-Нехемии Иордан разделяется на два канала, которые через несколько километров снова соединяются. Каналы были прорыты между 1950 и 1958 годами в рамках проекта по осушению долины озера Ху́ла. От места их соединения идёт канал до Моста дочерей Иакова. Отсюда Иордан течёт в своём естественном русле, проходящем по дну базальтового ущелья, до впадения в Галилейское море.

На иврите этот участок реки называется Ярде́н а-Харари́ (дословно - «Горный Иордан»). Здесь река имеет наибольший уклон - 17,6 м/км. По ходу ущелья есть несколько порогов, что привлекает туристов-водников.

После выхода из ущелья, Иордан впадает в Галилейское море - самое большое естественное водохранилище Израиля. Площадь озера - 167 км², объём - около 4 млрд м³.

Иорданская долина, вместе с долиной Арава, входит в Сирийско-Африканский тектонический разлом, который тянется от Сирии до Восточной Африки. Здесь русло реки становится очень извилистым, а берега - высокими, в некоторых местах отвесными. Ширина реки доходит до 40 метров.

Зимой, во время половодья, река подмывает берега, и это иногда приводит к обвалам, создающим серьёзные препятствия для водотока. На этом участке в Иордан впадает несколько рек, крупнейшие из которых - Ярмук и (левые притоки), и Харод (правый приток).

Примерно в 100 км к югу от Галилейского моря Иордан впадает в , являющееся одним из наиболее солёных озёр в мире. Побережье Мёртвого моря - самый низкий участок земной поверхности (420 м ниже уровня моря, и продолжает снижаться).

Из-за высокого содержания соли в озере не может жить рыба и большинство каких-либо других . Этот факт дал озеру его название.

Притоки

Реки, слияние которых образует Иордан:

  • Эль-Хасбани (Хацбани, Снир) - стекает с ливанской части горы Хермон. Попытки ливанского правительства перегородить реку для использования значительной части её вод в хозяйственных целях не раз приводили к трениям в ливано-израильских отношениях.
слева
  • Баниаси (Хермон, Баниас) сливается с Лиддани (Дан), после чего водоток принимает справа малую реку - Коруни.

Наиболее крупные притоки на участке между Кинеретом и Мёртвым морем:

  • Ярмук - отделяет Иорданию от Сирии и Голанских высот.
  • Сейль-эз-Зарка (Яббок)
  • Харод

Мощность потока Иордана и его притоков

Среднегодовой сток в устье реки Иордан и его наиболее крупных притоков:

Значительная часть вод этих рек используется Израилем и Иорданией в хозяйственных целях, из-за этого их современный годовой сток меньше естественного. Например, для Иордана этот показатель должен составлять 1,2-1,3 млрд м³ в год.

Фотогалерея




Полезная информация

река Иорда́н
араб. نهر الأردن‎‎
транслит нахр аль-урдун
ивр. נָהָר הַיַרְדֵּן‎,
транслит. нахар ха-йарден;

Происхождение названия

До сих пор у учёных не сформировалось единого мнения по поводу происхождения названия реки.

Предлагаются различные варианты этимологии из семитских языков: «канава», «шуметь» и т. п. В соответствии с наиболее распространённой точкой зрения, еврейское название реки «Йарде́н» происходит от слова «йере́д» («спускается», «падает»), и названия источника Дан.

Некоторые исследователи (например, В. В. Иванов) высказывают предположения об индоевропейском происхождении названия реки. Оно могло сохраниться от индоиранцев или, скорее, «народов моря» (в частности - филистимлян), бывавших здесь в своё время. Сторонники этой версии во второй части гидронима выделяют индоевропейский корень *danu («влага, вода, река»), который присутствует, например, в названии реки Дунай (лат. Danubius).

Д. С. Мережковский считал, что «…имя самого Иордана занесено в Палестину с о. Крит, где племя Кидонов, как мы узнаём из Гомера (Одиссея III.292), обитало у светлых потоков Ярдана».

Упоминания в Библии

В Ветхом Завете

Иордан многократно упоминается в Ветхом Завете как место совершения различных событий, в том числе чудесных. Иордан был границей Земли Обетованой.

Первое чудо произошло, когда израильтяне с Ковчегом Завета посуху перешли Иордан под руководством Иисуса Навина, напротив Иерихона (Нав. 3:15-17).

Позднее два с половиной колена Израилева, которые поселились на восток от Иордана, построили большой жертвенник на его берегах, как «свидетель» между ними и другими коленами (Нав. 22:10-34).

Иордан переходили посуху пророки Илия (4Цар. 2:8) и Елисей (4Цар. 2:14).

Елисей чудесным образом исцелил Неемана, повелев ему омыться в реке (4Цар. 5:8-14), а кроме того, сделал так, чтобы топор одного из «сынов пророков» всплыл, бросив кусок дерева в воду (4Цар. 6:1-7).

В Новом Завете

Согласно Новому Завету, Иисус Христос принял крещение в реке Иордан от Иоанна Крестителя.

В рамках экскурсии "Три в одном" мы посетили место крещения Иисуса Христа на реке Иордан. Мест этих, на самом деле два - первое хорошо оборудовано и с чистой водой, а второе - с мутной водой, но зато признанное Папой Римским. Его то мы и посетили.

Процесс купания


Папа Римский Иоан Павел Второй во время визита на это место - мозаика

Река Иордан впадает в Мёртвое море, она часто проходит по границе Иордании и Израиля, так что территория эта пограничная - на неё надо попасть. Но, если вы приезжаете с пакетной экскурсией, то задумываться не о чем. Главное - о чём нас предупредили "Не фотографируйте иорданских солдат. Им это не нравится!".


Я не удержался, и сделал одну фотографию. К счастью, отряд пограничников не заметил эту съёмку бойца.

Автобус останавливается на парковке, и гид с туристами идут к месту крещения. Если вы хотите непременно искупаться в Иордане с иорданской стороны - у вас должна быть одежда. С иорданской стороны нельзя купаться в плавках или купальнике, а желательно взять белую рубашку. В Акабе такие можно купить за 4 динара ($5,6), на месте цена уже $10 за обычную рубашку и $20 за освященную.


Единственный магазин при месте крещения. Там продают рубашки и разные освященные сувениры.

Забегая вперёд, скажу, что с израильской стороны окунаться в Иордан в купальниках и плавках можно. Таких ограничений нет.


В Израиле требования к купающимся более мягкие

Перед купанием нам показали место где на самом деле происходило крещение. Сейчас там Иордан уже не течёт - река за 2000 лет сильно сместилось. Но оригинальное место нашли. И это признал Ватикан.


Вот тут, говорят, крестили Иисуса 2000 лет назад

Так что, по словам гида, иорданская сторона - более правильная.

Описания есть на разных языках, в том числе и на русском.

Вот так выглядело это место 2000 лет назад.


Место купания с Иорданской стороны.

Поначалу большинство группы очень хотят купаться в священном месте. Но только туристы видят воду, так сразу начинается - гвал. Почему-то никто не знал о том, что вода тут очень и очень грязная.


Дно, мягко говоря, не видно.

"Какая же тут грязная вода!" говорят с первого вида очень религиозные тёти. "А как тут холодно!". И потом многие решают, что тут они купаться не будут.


Панорама места.

Инициативу у женщин берут мужчины. Они настроены более решительно, и начинают доказывать, что вода не такая холодная. Среди мужчин в группе оказываются такие, кто решил купаться в любом случае, и они подают остальным пример.


Первые смельчаки

За мужчинами начинают спускаться женщины. Всех поторапливает гид - он говорит, что у нас очень мало времени. Есть очередь из групп, желающих купаться, и за нами начинают собираться какие-то французы или немцы. Нет времени тянуть - надо плавать.


На израильской стороне сидели расслабленные люди. Наши туристы поприветствовали их по английски, но ответили им на русском языке. Оказалось, что и там "Наши люди". На израильской стороне было как-то поспокойнее. Хотя там просто зона купания пошире.


Русскоязычные туристы с израильской стороны.

Гид объяснил то, что израильская сторона для купания выглядит более благоустроенно тем, что правительство Иордании стремиться сделать всё максимально оригинальным - также, как это было 2000 лет назад. "Мы чтим историю, а они строят вместо этого красивые каменные лестницы".

Самые нерешительные женщины погружались последними. Важно было не только погрузиться в Иордан, но и сделать красивое фото. Один из туристов мужчин в нашей группе искупался в числе первых, потом посмотрел фото, которые сделала его спутница, они ему не понравились, и он залез в реку еще раз.

Важный вопрос - надо ли одевать купальник под рубашку для купания? Да, лучше его надеть. А иначе рубашка после купания будет просвечивать, а эротика не очень уместна на подобном святом месте. Купаться не обязательно в стандартных белых рубашках - можно в любых других (смотрите на фото купающихся). Можете заранее взять их с собой.


Залезть и вылезти не очень просто.

Все отмечали, что вода очень очень холодная.


Емкость с чистой водой.

Также вода из Иордана считается святой. Рекомендуется набрать её в бутылку. Муть должна осесть и исчезнуть, а бутылку со святой водой можно привезти в багаже домой. Если набирать воду из реки вам не нравится, то есть специальный кувшин с относительно чистой водой.


Селфи на фоне Иордана.

Я это не проверял, так как сам не купался. Всё-таки я не слишком ортодоксальный верующий. Но чуть позже в этот я всё-таки искупаюсь в Мёртвом море. О чём напишу отдельно.


Церковь рядом с местом купания была закрыта.

В Иордании есть еще одно место для купания в Иордане. Оно хорошо оборудовано, но исторически не так верно.


Вид на Иордан.

Иордан - очень небольшая река. Раньше она была широкой, а сейчас обмельчала. Вслед за ней осушается и Мёртвое море. Но это отдельная история.

Иордания расположена в самом сердце региона, чаще всего называемого Ближним Востоком - на стыке Евразии и Африки. Официальное название страны - Иорданское Хашимитское Королевство. Своё название страна получила от реки Иордан, протекающей по северному участку западной границы королевства.

Иордания - континентальное государство, имеющее лишь один небольшой выход к заливу Акаба в северной оконечности Красного моря, протяженностью около 26 километров. Если взглянуть на подробную карту Иордании, можно увидеть, что большая часть её границ представлена ломаными прямыми. 90% её территории занимают пустыни, в которых границы - весьма уловное и размытое понятие.

Иордания на карте мира: география, природа и климат

Иордания - сравнительно небольшое государство. Общая площадь страны составляет около 92000 км 2 . Назвать точную площадь затруднительно из-за того, что она увеличивается с каждым годом. С обмелением Мертвого моря Иордания расширяется на несколько квадратных километров в год.

Самым крупным соседом страны является Саудовская Аравия, расположившаяся на юге и юго-востоке от Иордании. Протяженность их совместных границ составляет 728 км, что является практически половиной длины государственной границы. На востоке страна граничит с Ираком, а северная граница отделяет её от Сирии. Наиболее четкие границы Иордании находятся на западе - здесь они привязаны и к рельефу, и к национальному составу населения. Западными соседями страны являются Израиль и частично признанная Палестина.

Географическое положение

Иордания на карте мира расположилась в уникальном месте. Побережье Мертвого моря, воды которого страна делит с Израилем, является самой низкой наземной точкой планеты. На сегодняшний момент это 430 метров ниже уровня мирового океана, но с каждым годом эта цифра увеличивается в среднем на 1 метр.

Территория Иордании представлена в основном пустынными плато высотой до 1200 метров. Высочайшей точкой страны является гора Джабаль-умм-ад-Дами (1854 м). На юго-востоке и северо-востоке страны расположены обширные регионы Сирийской пустыни. Северо-западная часть Иордании, питаемая одноименной рекой, более пригодна для жизни. Крупных постоянных озер и рек, не считая соленого Мертвого моря, в стране практически нет. Лишь река Иордан и её притоки Ярмук и Сейль-эз-Зарка, часто обозначающаяся на карте Иордании на русском языке как Яббок, не пересыхают в течении сезона. Однако большими реками их назвать сложно - ширина Иордана в самом крупном месте не превышает 40 метров, а глубина редко достигает 2 метров. К тому же они активно используются в сельском хозяйстве Иордании и соседних стран, что сильно мелеет и загрязняет реки. Площадь немногочисленных озер и водохранилищ редко больше нескольких квадратных километров.

Животный и растительный мир

Флора Иордании крайне бедна, что типично для пустынного государства. Травяной покров в полупустынных территориях появляется лишь с сезоном зимних дождей. Только относительно комфортная по климатическим условиям северо-западная часть страны может похвастаться кустарниковой растительностью средиземноморского типа. Фауна региона представлена типичными пустынными обитателями: полосатыми гиенами, степными рысями и лисицами. Также возможно встретить несколько видов газели. Из прочих животных в изобилии присутствуют различные ящерицы и мелкие пустынные птицы.

Климат

Большая часть страны находится в условиях сухого пустынного резко-континентального климата. Лишь вдоль западных границ он более похож на средиземноморский субтропический. Спасают Иорданию от нестерпимой жары достаточно постоянные западные ветры. Но и горячие воздушные потоки с Аравийского полуострова не являются редкостью. Средняя температура в западной и северо-западной части страны зимой редко опускается ниже 8 0 C, а летом варьируется от 25 до 30 0 C. Пустынные регионы, разумеется, гораздо более жаркие. Среднегодовой уровень осадков в Иордании чрезвычайно мал. На северо-западе страны он ещё может достигать 400 мм в год, в то время как на остальной территории не достигнет и 100 мм.

Карта Иордании с городами. Административное деление страны

Королевство Иордания поделено на 12 мухафаз. Это распространенная в арабских странах административно-территориальная единица. При этом на северо-западе страны проживает до 85 % населения Иордании, а в самый крупный регион Маан, занимающий треть площади страны, населяют менее 2% жителей. Карта Иордании с городами на русском языке прямо демонстрирует эту классическую для пустынных государств особенность.

Амман - столица и самый крупный город страны. В нем проживает около 25% жителей Иордании, а агломерация Аммана сконцентрировала практически 80% населения страны. Это крупный промышленный центр Ближнего Востока, расположенный на одном из ключевых транспортных нефтяных узлов.

В 35 километрах к северу от столицы расположился небольшой городок Аджлун , известный замком Калат ар-Рабат. Эта крепость 12 века считается жемчужиной мусульманской средневековой архитектуры. Рядом с городом также расположен крупнейший в регионе ботанический сад.

Единственным портом Иордании является город Акаба . Это одновременно торговый и туристический центр страны. Примечательно, что флаг, установленный в городском порту, считается самым большим в мире.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх