Площадь Восстания: описание и история. Сквер на площади восстания История и общая информация

Отражением архитектурной сталинской эпохи 40-х – 50-х годов в Москве стали семь монументальных многоэтажных здания, которые экскурсоводы и жители столицы именуют не иначе, как « ». Одна из таких высоток расположена на Кудринской площади, которая вплоть до 1992 года называлась площадью Восстания. Один из архитекторов в своих воспоминаниях писал, что проектирование высотки было связано с разработкой общей композиции площади, чтобы здание было органично с ней связано, стало плотью от плоти ее.

Архитектурное решение высотки

Строительство гигантского жилого дома было начато в 1948 году и продлилось почти 6 лет. Над проектом будущей высотки работали два талантливых советских архитектора А. Мндоянц и М. Посохин в тесном и плодотворном сотрудничестве с конструктором М. Вохомским. Здание представляет собой высокий 24-х уровневый центральный корпус, к которому симметрично примыкают, составляя общую структуру сооружения, два боковых крыла, насчитывающих по 18 этажей. Опирается весь массив здания на мощный цокольный этаж. Всего в жилом доме расположено порядка 450 квартир.

Традиционно для московских высоток того времени основной фасад увенчан башней со шпилем, и вместе с остроконечной верхушкой сталинский небоскреб насчитывает более 150 метров. Украшением дома служат ажурные аттики, башенки и скульптурные группы на фасадной части. В архитекторские планы входило также обрамить сооружение зелеными насаждениями, но первоначальный замысел так и не был осуществлен.

Не менее величественно здание выглядит внутри. Мраморные лестницы, огромные вестибюли, украшенные зеркалами и роскошными люстрами. В больших подъездах действует по три лифта, в маленьких предусмотрен один лифтовый подъемник.

Для кого же строили такое шикарное здание, и кто получил апартаменты в престижном доме? Часть квартир была предоставлена работникам авиационной промышленности, жилье в центре Москвы обрели конструкторы и летчики-испытатели. Их соседями стали партийная номенклатура и высокие чиновники госаппарата. Но, тем не менее, высотку в народе нередко называли «домом авиаторов». Впрочем, за этим гигантским жилым домом закрепилось и другое название: «высотка на площади Восстания». Верхние этажи были жилые, а первый и цокольный этаж занимали магазины и кинотеатр.

Позднее находившиеся в боковых корпусах технические помещения переделали в жилые. А к 850-летию столицы московскую высотку косметически подремонтировали, подлатали, очистили плитку фасадов, одним словом, подновили.

О чем говорят легенды

Нередко рассказывают, что строительство высотки тщательно контролировалось не только специалистами строительного надзора, но и более серьезными службами: Комитетом безопасности. Этому совершенно не стоит удивляться, нужно вспомнить в какие времена происходило строительство дома. Поговаривают и о каких-то мифических тайных коридорах, в которых якобы могли подслушиваться разговоры жильцов. Легенды легендами, но, в доме, например, каждый этаж мог быть наглухо изолирован от лестниц и лифтовой площадки, а в подвале были оборудованы вместительное бомбоубежище и подземные гаражи.

Сталинская высотка в наши дни

Прошло более полувека после строительства московской многоэтажки, она пережила своих создателей и даже государство, в котором была воздвигнута, но по-прежнему осталась престижным многоквартирным домом. В верхних этажах, как и раньше, располагаются служебные помещения, многие из которых арендуются различными коммерческими структурами. Кинотеатр давным-давно не функционирует, а в цокольном этаже открыт боулинг-клуб.

Дом продолжает жить своей жизнью и является объектом туристического интереса, как и другие высотки сталинской эпохи.

Площадь Восстания расположена в центральном районе Старой Пальмиры. Она является одним из символов города и входит в исторический культурной столицы страны. Площадь Восстания - это не простое название. Ее история уникальна и интересна.

Площадь Восстания вплоть до переноса столицы обратно в Москву имела совершенно другое название - Знаменская. Находится она на стыке Невского проспекта, его единственного поворота, и Лиговского проспекта. Чем же обусловлено такое название площади? Все дело в том, что в первой трети прошлого столетия здесь находилась одноименная церковь. И окончательно название "Знаменская" закрепилось за ней в год начала строительства вокзала, именовавшегося «Николаевский». В 1917 году именно здесь разворачиваются кровавые ожесточенные события двух последних русских революций. Здесь провозглашали известные февральские манифесты, здесь происходили тяжелые бои и схватки. И поэтому в следующем году площадь переименовывают на современный лад. В середине 20 столетия на площади открыли станцию метро «Площадь Восстания». Станция относится к 1 ветке метрополитена. Внутри она украшена бронзовыми скульптурами, которые отражают страшные события Февральской и

Площадь Восстания имеет свою длинную историю, отсчет которой ведется со времен Елизаветы. В годы ее правления здесь была заложена Знаменская церковь, проект который осуществил Демерцов. Стоит отметить, что церковь не раз перестраивалась. Сама же площадь сформировалась лишь во второй четверти 19 столетия, когда по проекту Ефимова был заложен основной ансамбль площади. Связано это было, прежде всего, со строительством второй в стране железной дороги Петербург (Площадь Восстания)-Москва. Здесь известный архитектор Тон возвел но тогда еще, как уже было сказано выше, он носил название Николаевский. Чуть позже по проектам Гемлиана будут воздвигнуты гостиница Знаменская, больше известная как «Октябрьская», а также известный причтовый дом по проекту инженера Соколова. Весной 1909 года на площади торжественно откроют памятник Александру Освободителю, через 28 лет памятник перевезут сначала в Русский музей, а затем установят в Мраморном дворце. Во времена Великой Отечественной войны на площади сооружались военные установки - она была своего рода плацдармом для всех солдат и командиров.

И уже в 1945 году победителей с размахов встречали на восстановленном Московском вокзале. В начале 1980-х годов был воздвигнут обелиск в честь 40-летия Великой Победы. Памятники подобного вида были сооружены во всех городах-героях по приказу компартии. является символом площади.

Площадь Восстания в Санкт-Петербурге - это не просто красивое место, это больше, чем изящность памятников. Это историческая площадь! Место, где выступал Ленин, посещала церковь и Александр Второй. Это место, где в 1917 году решалась судьба страны. И его нужно хранить и беречь. Ведь это не так уж сложно!

З наменская площадь - одна из самых знаменитых в Петербурге.
Сейчас в центре площади стоит стелла в виде штыка, но так было не всегда. Площадь сильно изменила свой внешний вид по сравнению с императорскими временами (причем единственная на Невском проспекте) и поменялась по сравнению с советскими.

В народе площадь получила название Знаменской по освящённому в 1765 году приделу церкви Знамения Пресвятой Богородицы. В 1794 — 1804 годах по проекту архитектора Ф. И. Демерцова церковь перестроили в камне. В 1809 году появилась чугунная ограда и две часовни (и то, и другое было перестроено П. А. Чепыжниковым при ремонте 1863-1865 годов). По имени церкви («Знаменская») получили свое названия Знаменская площадь и Знаменская улица (ныне площадь и улица Восстания). Знаменским назывался и мост через Лиговский канал, расположенный по Невскому проспекту.

Церковь жалко. В нее ходили многноие великие люди, в том числе и академик Павлов.

В этой снесенной церкви венчалась моя прабабушка по материнской линии...

Это документ а ниже она сама... Хотя печать не очень похожа на оригинал. Может быть была другая Знаменская?

Раньше на площади стоял памятник Транссибу в виде конного императора Александра III.

В советское время памятник стоял с надписью "ПУГАЛО". А затем его снесли и теперь он стоит за задворках во внутреннем дворике Мраморного дворца) потом и саму Знаменскую церковь.

По поводу памятника есть занятные народные стихи.

"Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте шапочка, какого дурака это папочка?!"

На площади должен был появиться Ильич. Ленины и Санкт-Петербург связаны крепко. Не зря ведь город был Ленинградом. Наваяли памятников столько, что политкультурной птице и нагадить было некуда.

С приходом народной власти, площадь получила имя "Площадь Восстания". И Ленин по центру, был бы ее классическим социалистическим завершением. Название обязывало, где еще как не там...

На площади даже был заложен камень с надписью: (Прямо пойдешь...) «Здесь будет сооружен памятник Ленину. Заложен в день празднования 250-летия Ленинграда». Но, к счастью, не сложилось.

Тот факт, что 250-летие Ленинграда праздновали на четыре года позже, современников до сих пор удивляет. Но энТого причина банальна и уважительна - в 53-м умер Сталин, было не до празднований. Четыре года оплакивали. Кроме того не любил Хрущев Ленинград (этим все советские руководители отличались). Не ждали ничего хорошего от интеллигенции и культуры. Но это не главная причина почему памятник вождю так и не был поставлен.

По некоторым прикидкам в то время (1957-м) в Ленинграде было всего семь памятников и бюстов Ленину на свежем воздухе, в основном, на территории заводов и фабрик. Но затем, в нашем городе появлялся примерно, как минимум, один Ильич в год.

Этот остатки Знаменской церкви. Теперь тут вестибюль метро. Можно заходить и молиться...

Конечно, площадь Восстания место серьезное, не задворки у заводского склада, тут с кандачка памятник не поставишь.

Существует легенда, что был конкурс. И на нем победила работа скульптора Аникушина - главного и самого "звездного" ленинградского скульптора того времени. Но власти никак не могли памятник правильно установить. Не вставал он по всем канонам социалистического фен-шуя. Всё время он к чему-то задом получался... или боком к какой-нибудь городской доминанте. Как Ленина не поставь, задница в коммунизм не ведет и перспективы радужные не рисует, а дело ведь политическое. Расположишь вытянутой рукой в сторону Невского, а как же пассажиры выходящие из Московского вокзала? Иностранные гости будут выходить в город мировой революции и первое что видеть - зад Ильича. Неполиткорректно!

Дотянули до 1965-го, а тут подоспел приказ об установке монумента городу-герою Ленинграду в связи с двадцатилетием со дня Победы, и на площади Восстания решено было соорудить обелиск, который бы одинаково смотрелся со всех сторон."

Правда, и этот обелиск «Городу-герою Ленинграду» дожали только через двадцать лет, уже в самостийной России. Как написал Розембаум - воткнули штык в сердце города... как говорится, фраза красивая, но если всерьез и об архитектурном решении, то на вкус и цвет. Мне например нравится. Вертикального в нашем городе маловато.

Площадь Восстания neznaiko wrote in January 20th, 2014

Наверное, каждый второй, приезжающий в Петербург, выходит с Московского вокзала на площадь Восстания. Первое, что видит гость - вечно стоящий в пробках Лиговский проспект, на самой площади - обелиск победы и здание гостиницы "Октябрьская" с надписью на фасаде "Город-герой Ленинград".


Площадь Восстания, н.в.

У площади очень интересная история. Также здесь можно заметить визуальный обман обелиска, и имеет свою, не менее интересную, историю.

В 1765 году императрица Елизавета Петровна распорядилась построить на пересечении Невского проспекта и церковь. В те времена это была граница того, первого Санкт-Петербурга. На месте Смольного собора располагалась деревня, вместо Лиговского проспекта был водный канал, берущий своё начало в реке Лиге. В 1794 году вместо церкви был заложен каменный храм, а в 1804 году строительство было закончено.
Знаменской церковь названа по пристроенному приделу. Главный придел был освящён во имя входа Господня в Иерусалим, боковые — во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери.
Знаменская церковь была разобрана в начале 1941 года. (Дата 1936 год ошибочна — церковь ещё действовала в первой половине 1937 года).


Знаменская площадь, между 1890 и 1905 годами


Знаменская площадь, вид со стороны Лиговского канала (ныне - проспект), 1860-е

Саму же площадь образовали в 1840-х годах в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Чуть позже было построено здание Николаевского (ныне Московского) вокзала.


Здание вокзала Петербург-Московской железной дороги, между 1855-1862 годами


Площадь Восстания, съёмка с летательного аппарата, 1931 год.

В середине 19 века была построена . Гостиница потом называлась "Северной", "Большой Северной", а после революции стала "Октябрьской". В 1920-х годах в гостинице было организовано городское общежитие пролетариата, куда свозили всех Петроградских беспризорников. Сокращенно общежитие называли ГОП, а его малолетних обитателей — гопниками.

В 1909 году в центре площади был установлен памятник Александру III. В октябре 1937 года памятник был демонтирован и его перевезли во двор Русского музея. В 1994 году монумент установлен во дворе Мраморного дворца.


Открытие памятника Александру III 23 мая 1909 года


Площадь Восстания, памятник Александру III

17 ноября 1918 года площадь, на которой в 1917 году разворачивались масштабные события и манифестации Февральской революции, была переименована в площадь Восстания.
В конце 1930-х годов начались работы по строительству метрополитена, которые были заморожены в начале Великой Отечественной войны и блокады города.
Во время войны площадь Восстания была активным действующим пунктом - работал вокзал (эвакуация жителей блокадного города), были размещены ДОТы.


ДОТ (долговременная огневая точка) на площади Восстания, 1944 год



Сквер на месте Знаменской церкви, 1948 год

В послевоенное время, в 1952 году, проведена реконструкция площади, разбит парадный сквер, в центре которого в дальнейшем намечалось установить монумент в память об исторических событиях города.


Вид на площадь Восстания от Гончарной улицы, сквер по центру, 1970-е г.г.

В 1955 году была открыта станция метро "Площадь Восстания".


Открытие ст. м. "Площадь Восстания", 15 ноября 1955 года


Вид на Невский проспект и вестибюль ст. м. "Площадь Восстания", между 1960-1970 годами

Обелиск "Городу-герою Ленинграду" был установлен в 1985 году.



Обелиск "Городу-герою Ленинграду", вид с Лиговского проспекта, 2000-е г.г.


Обелиск "Городу-герою Ленинграду", вид с Невского проспекта, 2000-е г.г.

Что интересно: на Невском проспекте в Санкт-Петербурге две высотных доминанты — Башня Городской Думы и Обелиск "Городу-герою Ленинграду" являются в плане правильными пятиугольниками.
Это создаёт благоприятный эффект со всех точек обзора и хорошо вписывается в городской ландшафт, поэтому многие горожане традиционно считают, что оба эти сооружения — в своём плане квадратные.

Через территорию, называющуюся сейчас площадью Восстания, ещё в XVII веке пролегал Новгородский тракт, который шёл по намытой древним Литориновым морем песчаной гряде. Естественная возвышенность защищала эту местность от наводнений. В 1710 году началась прокладка Большой першпективной дороги (будущий Невский проспект), спустя два года соединившей Адмиралтейство с Новгородским трактом. Получившийся перекрёсток впоследствии и стал площадью Восстания. С 1712 года в течение шести лет сюда же прокладывалась дорога от Александро-Невского монастыря . Она соединилась с Новгородским трактом чуть севернее Большой першпективной дороги, что предопределило единственный излом Невского проспекта.

В 1718-1725 годах по трассе Новгородского тракта был прорыт Лиговский канал для питания водой фонтанов Летнего сада . Через канал здесь был перекинут деревянный мост.

Часто в путеводителях встречается версия, что Пётр I изначально хотел проложить дорогу от Адмиралтейства до монастыря по прямой. Но две бригады строителей ошиблись, и вывели два отрезка магистрали сюда, из-за чего якобы и получился единственный поворот Невского проспекта. Для пущей убедительности рассказчики дополняют эту историю тем, что Пётр I приказал выпороть строителей на месте поворота. Эта байка не имеет ничего общего с действительностью.

При императрице Анне Иоанновне в 1730-х годах была предпринята попытка вывести Невский проспект на купол Свято-Троицкого собора. Параллельно Невской першпективной дороге проложили новую, создав таким образом трассы современных улиц Гончарной и Тележной. Но впоследствии от этой идеи отказались, вернув старой дороге прежнее название - Невский проспект.

В середине XVIII века между улицами Восстания и Маяковского находился царский птичий двор, а напротив через першпективу - конюшни и псовый двор. Площадь Восстания в то время представляла собой огромный пустырь. С 1744 до 1778 года к северу от пустыря располагался Слоновый двор - один из первых в России зверинцев. Его территорию обнесли оградой, а у ворот повесили табличку с надписью "Слоновая её величества охота". Рядом со зверинцем с возов велась торговля разной снедью.

Вместе с тем, это место тогда ещё оставалось мало обжитым. По сведениям историка П. Н. Столпянского здесь однажды "в 9-м часу вечера появился... волк, набежал на пожарного смотрителя, осматривавшего фонари, сбил его с ног и, разорвав зубами левую его щёку, бросился бежать... ". [Цит. по: 2, с. 11]

На углу Невского проспекта и Лиговского канала в 1765-1767 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны была построена деревянная церковь Во имя Входа Господня в Иерусалим, ставшая известная в народе как Знаменская. Это название храм приобрёл от одного из своих приделов - Знамения Пресвятой Богородицы, освящённого в 1765 году.

После закрытия Слонового двора на его месте выросли каретные сараи, рядом с которыми находились деревянные жилые дома. Они стояли в основном в глубине участков, выставляя к будущей площади лишь заборы.

Это место долгое время оставалось за чертой Петербурга. В плохую погоду пустырь превращался в болото. Для проезда транспорта по нему укладывали брёвна, поверх которых устраивали колёсопроводы (два ряда досок). В 1772 году вдоль проезжей части устроили временные тротуары, которые появились по повелению Екатерины II для прохода к Александро-Невскому монастырю. Булыжная мостовая появилась здесь только в конце XVIII столетия.

Архитектурной доминантой площади в 1794-1804 годах стала возведённая по проекту Ф. И. Демерцова новая каменная Знаменская церковь. В 1809 году храм обнесли чугунной оградой с двумя часовнями по углам.

Атмосферу этого места 1840-х годов описал знаменитый адвокат А. Ф. Кони: "Знаменская площадь обширна и пустынна... Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют её, а мимо... протекает речка, по крутым берегам которой растёт трава. Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные перила ". [Цит. по: 2, с. 13]

С 1849 года это место упоминается как площадь к Знаменскому мосту. С 1857 года - Знаменская площадь, по находящейся рядом Знаменской церкви.

Восточную сторону площади в первой трети XIX века обозначил деревянный дом купца А. Тимофеева, на месте которого в 1835 году было построено трёхэтажное каменное здание. За ним в 1846-1850 годах архитектором З. Ф. Краснопевковым был перестроен съезжий дом Каретной части (Невский пр. 91). Каланча съезжего дома была хорошо видна со Знаменской площади, она являлась заметной частью облика этого места.

Особая роль выпала этому месту, когда на его южной окраине было решено построить конечную станцию железной дороги между Петербургом и Москвой. В связи с этим архитектором Н. Е. Ефимовым в 1844 году был разработан план планировки Знаменской площади. Высочайше утверждён он был 8 февраля 1845 года . Реализовывался план в рамках строительства в 1847-1851 годах Николаевского (ныне Московского) вокзала по проекту К. А. Тона (Невский пр. 85). С его открытием Знаменская площадь стала главными "воротами" в Петербург.

Ещё с 1843 года от Знаменской площади до Адмиралтейства начали возить пассажиров "калиберы" (их ещё называли "гитары") - дрожки с узким сиденьем для двух человек. С открытием железнодорожного движения от Петербурга до Колпино в 1847 году отсюда начали ходить омнибусы - крытые кареты на 20 человек. Их петербуржцы прозвали "обнимусь" или "сорок мучеников".

О строительстве железнодорожной станции в городе знали заранее. Поэтому земля в округе быстро подорожала и стала скупаться деловыми людьми для строительства гостиниц и доходных домов. Участок на северной границе площади Николаем I был безвозмездно отдан купцу Понамарёву "с товарищами" для возведения здесь гостиницы. Купца обязали в 1845 году строительство начать и завершить его спустя три года. Но Понамарёв обязательство не выполнил. Участок был передан графу Стенбок-Фермору. К 1851 году, то есть к открытию железной дороги между Петербургом и Москвой, северную сторону Знаменской площади оформило здание гостиницы Стенбок-Фермора (Невский пр. 118).

С августа 1863 года на Знаменской площади располагалось кольцо конно-железной дороги ("конки"). Вагоны должны были ходить каждые 10 минут ежедневно с 9 утра. Однако, расписание почти никогда не соблюдалось, так как вагоны стояли на конечной остановке до полной занятости пассажирами.

До середины XIX века Знаменская площадь и её окрестности освещались масляными фонарями. Их четырёхугольные столбы были окрашены чёрно-белыми полосами, на каждом из них висело по четыре горелки. Светили они слабо, давая свет только на несколько шагов от себя. Во второй половине XIX века их сменили газовые фонари.

За порядком на Знаменской площади следил будочник, чёрно-белая будка которого стояла у широкого Знаменского моста. Он был одет в серый мундир грубого сукна и вооружён алебардой. На голове будочник имел кивер внушительных размеров. Дежурство осуществлялось в две смены. Один из стражей отдыхал в будке, а второй следил за порядком. Им помогал помощник-подчасок. Приказом петербургского обер-полицмейстера 1866 года предписывалось:

"Стража от Аничкина моста... должна быть усилена в ночное время для пресечения грабежей, и кроме того подчаски... должны обходить Знаменскую площадь поочерёдно в течение всей ночи" [Цит по: 2, с. 13].

В 1867 году дом купца А. Тимофеева по заказу нового владельца, мебельного фабриканта К. А. Тура, был надстроен и перестроен архитектором Г. М. Барчем (Невский пр. 87). Ещё через один год было построено здание на противоположной стороне Невского проспекта - четырёхэтажный дом купцов Чесноковых (Невский пр. 120). Лиговский канал в районе Знаменской площади был взят в трубу и засыпан в 1892 году. Его сменила Лиговская улица, теперь проспект. Знаменский мост был разобран за ненадобностью.

Первое петербургское такси начало возить пассажиров в 1897 году от Знаменской площади до Адмиралтейства. Спустя десять лет сюда начали ходить сменивший конку трамвай и автобус. О последнем 5 октября 1907 года писала газета "Петербургский листок": "Вчера... члены товарищества совершили... пробный рейс пока на единственном в Петербурге омнибусе-моторе. Весь рейс от Николаевского вокзала и до Александровского сада омнибус прошёл в 9 минут, обогнав 5 вагонов конки ". [Цит. по: 2, с. 40]

Центр площади в 1909 году был украшен конным памятником императору Александру III работы скульптора П. П. Трубецкого.

С 1910 года, когда торцами покрыли Невский проспект до Фонтанки до Знаменской площади, здесь работал один из первых светофоров. Тогда он представлял собой раскрашенный тремя цветами круг со стрелкой, перемещаемой регулировщиком.

В феврале и июне 1917 года на Знаменской площади проходили многолюдные демонстрации и митинги, столкновения восставших с полицией. В память о революционных событиях в октябре 1918 года это место стало называться площадью Восстания.

Регулярные автобусные маршруты от площади Восстания появились в декабре 1926 года. Отсюда автобус ехал до Витебского вокзала и далее к Дворцовой площади . Всего на линии первоначально было пять машин.

В начале 1930-х Знаменскую церковь собирались закрыть. Но тогда влияние на власть города имел всемирно известный учёный Иван Петрович Павлов. По одной из легенд в этой церкви Павлов венчался. Также известно, что учёный был глубоко верующим человеком и часто бывал здесь. Сразу после его смерти храм в 1936 году был снесён, занимаемый им участок долгое время оставался огорожен забором, за которым сооружалась первая станция ленинградского метрополитена.

В 1937 году памятник Александру III был перенесён во двор Михайловского дворца .

Великая Отечественная война остановила бурную жизнь площади Восстания. Последний эшелон с Московского вокзала ушёл 29 августа 1941 года. Зимой не работал трамвай, но следующей весной ленинградцам удалось вновь наладить его работу. 20 марта 1944 года от Московского вокзала отошёл первый послеблокадный поезд до столицы. На площади по этому поводу состоялись торжественные проводы состава.

В 1950-1952 годах фасады всех зданий на площади Восстания были отреставрированы. Её центр в 1952 году занял сквер, в котором установили закладной камень. На его месте планировалось поставить памятник В. И. Ленину. К этому времени с площади сняли трамвайное кольцо, трамвай перестал ходить по Невскому проспекту. Проезжую часть площади залили асфальтобетоном.

Место Знаменской церкви занял построенный по проекту И. И. Фомина, Б. Н. Журавлёва и В. В. Ганкевич павильон станции метро "Площадь Восстания", открытой 5 ноября 1955 года. Эта станция метрополитена стала одной из первых восьми, открывшихся в Ленинграде.

Обелиск "Городу-герою Ленинграду" открыт в центре площади Восстания 8 мая в 1985 года, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В 1980-х годах начали создаваться проекты создания двухуровневой развязки на площади Восстания, благодаря которой был бы развязан уже тогда сильно загруженный транспортный узел. Лиговский проспект согласно планам советских инженеров должен был пройти под Невским. Однако, из-за дороговизны проект к 1990-м годам осуществлён не был, а затем из-за смены экономической системы его вовсе забыли. В 2000-х годах широко обсуждался проект создания под площадью Восстания нового торгового центра. Но из-за того, что подземные работы могут негативно сказаться на состоянии соседних исторических зданий, к этому проекту современные архитекторы относятся с большой осторожностью. Его реализация дорога и для современной капиталистической экономики. Вместе с тем, до сих пор поступают предложения о замене обелиска на памятник Александру III.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх