Население города бишкек. Бишкек
У подножия белоснежных гор Кыргызского Ала-Тоо, на высоте 750 м над уровнем моря, в 25 км от границы с Казахстаном. Это душа и сердце республики в полном значении этого слова, ее политический, экономический, научный и культурный центр, главный транспортный узел.
Население города по данным на 2010 год составляет 846,5 тысяч жителей. В отличие от южных районов республики, высокий процент населения составляют русские и русскоязычные жители.
Бишкек по климатическим условиям занимает крайнее южное положение в континентальной области климата умеренных широт. Месячная продолжительность солнечного сияния наибольшая в июле - 322 часа, наименьшая в декабре - 126 часов. Климат в Бишкеке резко континентальный, среднегодовая температура воздуха +10,2°C. Самый холодный месяц в году - январь (-4°С), самый теплый - июль (+24,7°C). Средняя месячная относительная влажность возрастает от 44% в июне и июле до 74% - в марте. Через город протекают реки Ала-Арча, Аламедин и Большой Чуйский Канал.
Столица Киргизии является уникальным молодым городом уникальной и загадочной горной страны. Да, возможно здесь и нет древних или средневековых исторических памятников, но ведь это совершенно не является поводом того, чтобы считать этот город скучным и неинтересным. Нельзя же винить, к примеру, ребенка за то, что он еще маленький. Что касается Бишкека, то город был основан всего лишь в 1825 году, а это для истории не больше секунды. Поэтому, за неимением прошлого киргизская столица соответственно и не имеет памятников прошлого. Откуда же им взяться? И тем не менее, город достаточно интересен, красив и необычайно приветлив. А совершенно особые и неповторимые эмоции возникают при виде величественного и манящего хребта Кыргызского Алатау. Поэтому, находясь в городе, довольно сложно не поддаться искушению и не рвануть в горы при любой удобной возможности.
Индивидуальная черта города - это строгая планировка улиц, которые пересекаются только под прямым углом. Жители столицы всегда гордятся тем, что улицы эти густо засажены деревьями и кустарниками, что создает особый уют и живительную прохладу. Поэтому, недаром говорят, что Бишкек - один из самых зеленых городов мира.
Бишкек - центр национальной культуры Кыргызстана. Посетителям всегда рады музей Изобразительных Искусств, музей им. М.В. Фрунзе, театр Оперы и Балета, Русский и Кыргызский драматические театры, Бишкекский Городской Театр Драмы, здание государственной филармонии им. Т. Сатылганова и другие места для нескучного проведения досуга.
Наука и образование в столице представлены Национальной Академией Наук и большим количеством средних специальных и высших учебных заведений. Среди них - 18 университетов, 20 институтов, 9 академий, которые выпускают ежегодно до 5,5 тысяч квалифицированных специалистов.
Название
О названии города сотни лет ходили самые различные предания. По одной из версий, «Бишкек» - это имя местного богатыря, Бишкек-Баатыра, совершившего много полезного для простого народа, жил он здесь в 18 веке.
А вообще слово «Бишкек» с кыргызского означает «мешалка для взбивания кумыса (напиток, получаемый из кобыльего молока)».
Но, кроме того, по мнению некоторых историков и писателей, слово «Бишкек», означает «передняя, лицевая часть счастливой, прекрасной горы (горы Байтик), а также пятистенной крепости».
История города
Город Бишкек (а точнее территория, на которой расположен современный город) был известен еще с 7 века, как городище Джуль (Кузнечная крепость).
Однако только лишь в 1825 году на территории Чуйской долины была образована кокандская крепость Пишпек, в которой размещался крупнейший гарнизон. Два раза - 4 сентября 1860 года и 24 октября 1862 года - крепость была взята русскими войсками. В ноябре 1862 года она была разрушена, а на ее месте двумя годами позже был установлен казачий пикет, затем здесь стал собираться базар. Позднее, уже в апреле 1878 года в связи с переводом в Пишпек центра уезда, селение получило статус города.
С октября 1924 года город становится административным центром Кара-Киргизской автономной области, затем административным центром Киргизской автономной области. В 1926 году Пишпек был переименован во Фрунзе в честь уроженца города, советского военачальника. С 1936 года Фрунзе носил статус столицы Киргизской ССР. А уже после обретения независимости, 1 февраля 1991 года, по решению Верховного Совета Киргизии, город переименовали в Бишкек.
Туризм
Бишкек, являясь центром международного туризма в Кыргызстане, часто служит перевалочным пунктом и местом отдыха на пути к или и в то же время может предложить туристам большое количество достопримечательностей.
Главное и любимое место отдыха и прогулок гостей и туристов столицы - это центр Бишкека. Здесь сосредоточено большинство музеев, галерей, магазинов, парков, скверов, площадей, ресторанов и кафе. Кстати, Бишкек - единственный город в Средней Азии, где по сей день стоит памятник Ленину. Правда, сейчас он расположен не на главной площади, а за ней, но даже это уже является разительным отличием от других городов Среднеазиатского региона.
В городе имеется 20 национальных парков, 4 искусственных водоема, 6 плавательных бассейнов, 10 театров, 5 мемориальных музеев под открытым небом, 8 специализированных музеев, а также другие скверы культуры и отдыха.
Одним из таких объектов является дубовый парк, где всегда прохладно под густыми кронами деревьев, а пушистые резвые белки снуют по стволам, всматриваясь в лица отдыхающих в ожидании получить лакомство. Дубовый парк является своеобразным музеем скульптур под открытым небом. Выполненные в камне, металле и дереве скульптуры расположены здесь в одиночку и группами вдоль парковых аллей, дорожек, а некоторые просто среди деревьев на зелёных лужайках.
К дубовому парку прилегает так называемый «Бишкекский вернисаж» - галерея Эркиндик, где можно полюбоваться работой местных умельцев и художников.
За галереей открывается главная площадь страны - Ала-Тоо. Площадь Ала-Тоо таит в себе большой туристический потенциал - здесь расположен беломраморный Дом Правительства. Площадь украшают фонтаны, тут же сооружена сцена, где проводятся массовые концерты и дискотеки. Именно сюда в массе стекается народ во время праздников и гуляний. Проходят здесь также военные парады и демонстрации.
К достопримечательностям столицы можно отнести и музей искусств, в котором выставлены экспонаты киргизского народного искусства и современного русского и советского искусства. Некоторые картины и экспонаты пытаются объединить в себе киргизские образы и европейскую технику. Также здесь имеются экземпляры изящных традиционных киргизских настенных ковров (тушкиис, баштийкс) различных размеров.
В бишкекской Филармонии проходят концерты классической и современной западной музыки, а также концерты киргизской традиционной и популярной музыки. Филармония состоит из двух залов, больший из них обычно используется для концертов киргизской музыки и различных шоу.
Туристам магазины столицы могут предложить разнообразные сувениры и изделия народного творчества, произведенные в таких крупных организациях как «Кыял», НПО «Зенги-Баба», «Алтын-Бешик», «Шаарбек», которые постоянно проводят выставки и ярмарки сувениров и изделий декоративно-прикладного искусства на площадях города.
Также туристы здесь, в Бишкеке, не только смогут отдохнуть в юртах, познакомиться с прикладным искусством кочевого киргизского народа, набраться впечатлений о национальных обычаях, кулинарии, играх, попробовать блюда киргизской кухни, приобрести сувениры народных промыслов, но и получить информацию о туристических маршрутах по всей республике.
В Бишкеке, как и в любом другом среднеазиатском городе, одной из самых ярких достопримечательностей является восточный базар, где в любое время года в изобилии представлены щедрые дары земли и товары со всего мира, а также можно здесь полюбоваться красотой мечетей и православных соборов.
Достопримечательности окрестностей
Байтыкская долина - протянулась за прилавками, в которые упирается южная окраина города. Долина называется так в честь ее бывшего владельца - манапа киргизского племени орлто - Байтыка Канаева, в свое время способствовавшего добровольному вхождению Киргизии в состав России. Часть склонов долины засажена фисташкой, а другая находится в естественном состоянии. Здесь встречается очень много видов птиц. Юго-западнее ВДНХ Кыргызстана расположена гора Боз-Пельдек (1395 м), до которой можно добраться городскими автобусами. С ее вершины, словно план на бумаге, можно увидеть весь город.
«Ханские могилы» - киргизское кладбище, расположенное у южного подножия горы Боз-Пельдек. Здесь похоронен бывший властелин долины Байтык и его сын Узбек, над могилой которого возведена великолепная кованая решетчатая башня с куполом.
Государственный ботанический заказник Чон-Арык - расположен юго-восточнее города в урочище Беш-Кюнгей. Здесь строго охраняются такие растения, как шафран алатавский, ирис Колпаковского, юнона Кумакевича, несколько видов тюльпанов и другие. Богаты окрестности города минеральными источниками.
Месторождение торфяных лечебных грязей - расположено рядом с селом Камышановка. Лечебные грязи здесь используют для лечения органов опоры, периферической нервной системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, гинекологических заболеваний.
Фотографии:
Наша видеогалерея:
Другие достопримечательности Кыргызстана: | В каком туре можно посмотреть Бишкек и др. достопримечательности Кыргызстана: | |||||||||||||||||||||
|
По часовой стрелке сверху: Площадь Ала-Тоо, Государственный исторический музей, мэрия Бишкека, Жогорку Кенеш, Воскресенский собор, Кыргызский театр оперы и балета имени А. Малдыбаева, статуя Манаса
(Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Свердловский)
до 1926 - Пишпек
до 1991 - Фрунзе
русские - 16,64 %
уйгуры - 1,57 %
другие - 8,10 %
(киргиз.) (рус.)
Бишке́к (кирг. ) - столица и крупнейший город страны. Составляет особую административную единицу и является городом республиканского значения. Прежние названия - Пишпек, Фрунзе (назван в честь М. В. Фрунзе).
Город был основан русскими на месте разрушенной кокандской крепости.
Город расположен на севере Кыргызстана в Чуйской долине у предгорий Тянь-Шаня, в 40 км севернее Киргизского хребта на высоте 700-900 м над уровнем моря, в 25 км от границы с . Территория города составляет 127 км² или 160 км².
Физико-географическая характеристика
Река Ала Арча у Ошского рынка после весенних ливней
Бишкек расположен в центре Чуйской долины, у подножья хребтов Киргизского Ала-Тоо, на высоте 760 метров над уровнем моря.
Бишкек по климатическим условиям занимает крайнее южное положение в континентальной области климата умеренных широт.
Месячная продолжительность солнечного сияния наибольшая в июле - 322 часа, наименьшая в декабре - 126 часов.
Климат
Климат города резко континентальный. Среднегодовая температура +11,3 °C. Осадков выпадает 450 мм в год. При средней летней температуре около 25 °C и средней зимней температуре около −2 °C нередки случаи, когда летом жара может превысить 40 °C, а зимой возможны морозы до −30 °C. Самый холодный месяц - январь (-2,6 °С), самый теплый - июль (+24,9 °C). Средняя месячная относительная влажность возрастает от 44 % в июне и июле до 74 % в марте, среднегодовая - 60 %. Через город протекают реки Ала-Арча и Аламедин, стекающие с южных гор, по северу Бишкека с востока на запад протекает Большой Чуйский Канал (БЧК).
Климат Бишкека | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, °C | 19,2 | 25,4 | 30,5 | 34,7 | 36,7 | 40,9 | 42,1 | 39,7 | 37,1 | 34,2 | 29,8 | 23,3 | 42,1 |
Средний максимум, °C | 3,2 | 4,8 | 11,1 | 18,4 | 23,5 | 28,9 | 31,7 | 30,9 | 25,3 | 17,9 | 11,0 | 5,0 | 17,6 |
Средняя температура, °C | −2,7 | −1 | 5,2 | 12,2 | 17,2 | 22,5 | 25,0 | 23,9 | 18,5 | 11,1 | 4,5 | −0,8 | 11,3 |
Средний минимум, °C | −7,2 | −5,3 | 0,4 | 6,3 | 11,1 | 15,6 | 17,9 | 16,4 | 10,9 | 4,9 | −0,3 | −5,2 | 5,5 |
Абсолютный минимум, °C | −31,9 | −34 | −21,8 | −12,3 | −4 | 3,9 | 7,4 | 5,1 | −2,8 | −11,2 | −32,2 | −29,1 | −34 |
Норма осадков, мм | 27 | 34 | 52 | 71 | 63 | 33 | 21 | 14 | 18 | 42 | 44 | 33 | 451 |
Источник: Погода и климат |
Административное деление
Основная статья: Административное деление Бишкека
Административно разделён на 4 района. Численность населения - по данным переписи населения Кыргызстана 2009 года:
- Октябрьский район - 242 382 (2009)
- Первомайский район - 175 894 (2009)
- Свердловский район - 231 801 (2009)
- Ленинский район - 201 626 (2009)
- посёлок городского типа Чон-Арык - 9724 (2009)
- село (айыл) Орто-Сай - 4100 (2009)
Ленинскому району подчинён Чон-Арыкский поселковый кенеш, в который входит посёлок городского типа Чон-Арык, село Орто-Сай, а также часть посёлка Манас (Авиагородок) вблизи аэропорта.
Если площадь собственно города Бишкека составляет 127 км², то вместе с подчинёнными городу населёнными пунктами - 160 км².
Главами районов являются главы муниципальных администраций районов, которых назначает мэр.
Население
Основная статья: Население Бишкека
Памятная табличка на Deutsches Haus в Бишкеке. Согласно переписи населения 1989 года во Фрунзе жило 13 619 немцев.
Население - 1027,2 тыс.(постоянное), 1042,3 тыс. (наличное) на 1 января 2019 года. В границах территории, подчинённой городской администрации, включающей в себя помимо собственно города ещё и посёлок городского типа Чон-Арык (10,1 тыс. жителей), а также село Орто-Сай (по данным айыл окмоту 2,7 тыс. жителей, по данным Национального Статистического Комитета Кыргызской Республики 4,4 тыс. жителей) численность постоянного населения составляет 1027,2 тыс. жителей, наличного населения 1057,0 тыс. жителей. С момента образования города до 1990-х годов основным населением Бишкека были русские, киргизы стали большинством в городе только после распада СССР.
Население Бишкека характеризуется быстрым ростом численности, за счёт притока мигрантов из других регионов республики, а также относительно высокого естественного прироста у киргизского населения. Доля и абсолютная численность европейских народов, ещё 50 лет назад составлявших свыше 80 % населения города за годы независимости Киргизии резко снизилась из-за эмиграции и низкой рождаемости в этих категориях населения.
Национальный состав
Численность в 1989 году |
% | Численность в 1999 году |
% | Численность в 2009 году |
% | Численность в 2018 году |
% | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
всего | 619903 | 100,00 % | 762308 | 100,00 % | 835743 | 100,00 % | 1 002 146 | 100,00 % |
Киргизы | 141841 | 22,88 % | 398000 | 52,21 % | 552957 | 66,16 % | 738 526 | 73,69 % |
Русские | 345387 | 55,72 % | 252831 | 33,17 % | 192080 | 22,98 % | 166 742 | 16,64 % |
Уйгуры | 10977 | 1,77 % | 13143 | 1,72 % | 13380 | 1,60 % | 15 714 | 1,57 % |
Узбеки | 10390 | 1,68 % | 12393 | 1,63 % | 11801 | 1,41 % | 13 763 | 1,37 % |
Корейцы | 10043 | 1,62 % | 12710 | 1,67 % | 12014 | 1,44 % | 12 372 | 1,23 % |
Татары | 16984 | 2,74 % | 15817 | 2,07 % | 12712 | 1,52 % | 11 828 | 1,18 % |
Казахи | 8943 | 1,44 % | 12064 | 1,58 % | 9013 | 1,08 % | 10 102 | 1,01 % |
Дунгане | 2618 | 0,42 % | 3558 | 0,47 % | 4040 | 0,48 % | 5 171 | 0,52 % |
Украинцы | 34321 | 5,54 % | 16125 | 2,12 % | 7987 | 0,96 % | 4 831 | 0,48 % |
Турки | 908 | 0,15 % | 2277 | 0,30 % | 3149 | 0,38 % | 3 676 | 0,37 % |
Азербайджанцы | 2166 | 0,35 % | 2454 | 0,32 % | 2142 | 0,26 % | 2 684 | 0,27 % |
Немцы | 13619 | 2,20 % | 5228 | 0,69 % | 2554 | 0,31 % | 2 432 | 0,24 % |
Таджики | 709 | 0,11 % | 1828 | 0,24 % | 817 | 0,10 % | 1 035 | 0,10 % |
Туркмены | 369 | 0,06 % | 132 | 0,02 % | 703 | 0,08 % | 782 | 0,08 % |
Армяне | 1218 | 0,20 % | 726 | 0,10 % | 512 | 0,06 % | 488 | 0,05 % |
Белорусы | 4119 | 0,66 % | 1341 | 0,18 % | 638 | 0,08 % | 410 | 0,04 % |
Евреи | 4822 | 0,78 % | 1293 | 0,17 % | 498 | 0,06 % | 389 | 0,04 % |
другие | 10469 | 1,69 % | 10388 | 1,36 % | 8746 | 1,05 % | 11201 | 1,12 % |
История
Античные и средневековые поселения на территории современного города
Стоянки первобытных людей в районе современного Бишкека датируются V-IV тысячелетиями до н. э. Своим географическим положением город обязан Великому шёлковому пути. Восточная ветвь пути проходила через Чуйскую долину и здесь встречалась с другой дорогой, ведущей через Центральный Тянь-Шань. На территории современного Бишкека в VII-XII веках располагалось городище Джуль.
Пишпек
В 1825 году на территории современного города по приказу Мадали-хана была основана кокандская крепость Пишпек, размещавшая крупнейший гарнизон в Чуйской долине. Крепость стояла в центре путей кочевников с зимних пастбищ на летние и вдоль дороги на Иссык-Куль и Семиречье.
Первое документальное упоминание о населённом пункте Пишпек даётся в книге «Описание военных действий в Заилийском крае в 1860 году и журнал осады кокандской крепости Пишпек»:
Постоянно враждебные намъ замыслы Хокандцевъ, обнаруживавшіеся въ подстреканіи зачуйскихъ Киргизовъ къ хищническимъ вторженіямъ въ наши предѣлы, заставили корпуснаго командира Отдѣльнаго Сибирскаго Корпуса и генералъ-губернатора Западной Сибири, генерала отъ инфантеріи Гасфорда, представить на Высочайшее благоусмотрѣніе предположеніе объ экспедиціи за р. Чу для разоренія хокандскихъ крѣпостей Токмака и Пишпека. Крѣпости эти, бывшія грозою для Киргизовъ, кочующихъ внѣ нашихъ предѣловъ, служили главными пунктами, откуда распространялось на край вліяніе Хокандцевъ: въ нихъ содержался гарнизонъ изъ Хокандскихъ солдатъ, употребляемыхъ для сбора съ Киргизовъ зякета, для возбужденія ихъ противъ Русскихъ, и для подкрѣпленія хищническихъ партій небольшими отрядами. |
Дважды (4 сентября 1860 года и 24 октября 1862 года) крепость была взята русскими войсками. В ноябре 1862 года остатки крепости были разрушены киргизами племени солто, а на её месте двумя годами позже был установлен казачий пикет, затем здесь стал собираться базар.
В 1868 году было основано русское поселение Пишпек. 29 апреля 1878 года в связи с переводом в Пишпек центра Пишпекского уезда получил статус (см. Семиреченская область), именно эта дата официально отмечается как дата основания города.
24 апреля 1924 в город прибыл чехословацкий кооператив «Интергельпо», фактически сделавший из Пишпека современный европейский город по меркам того времени.
С октября 1924 года он стал административным центром Кара-Киргизской автономной области. С мая 1925 - административный центр Киргизской автономной области.
Фрунзе
12 мая 1926 года Пишпек был переименован во Фрунзе в честь уроженца города, советского военачальника Михаила Фрунзе. С 1936 года Фрунзе - столица Киргизской Советской социалистической республики.
В 1938 году в городе Фрунзе были созданы 3 административных района: Пролетарский (ныне Ленинский), Первомайский и Свердловский. В 1962 году Пролетарский район города Фрунзе преобразован в Ленинский. В 1974 году образован Октябрьский городской район.
5 февраля 1991 года по решению Верховного Совета Киргизской ССР город переименован в Бишкек. 23 марта 2005 года в столице произошли события, связанные с Тюльпановой революцией, и 7 апреля 2010 года - со второй революцией.
Награды
- Орден «Манас» I степени (12 июня 2003 года) - за особый вклад в социально-экономическое и культурное развитие Кыргызской Республики, укрепление дружбы и межнационального согласия, ведущую роль в осуществлении демократических преобразований и в связи с 125-летним юбилеем .
Экономика
Бишкек - экономический центр страны.
В 2011 году городом произведено промышленной продукции на сумму 28108,4 млн сомов, рост составил 17,2 %. Из всего объёма услуг, оказанных по республике, на долю Бишкека приходится 58,7 %. Среднемесячная заработная плата за январь-ноябрь 2011 года составила 12035 сом, что в 1,4 раза выше республиканского уровня. Бишкек является донором для остальных регионов республики. Ожидаемый вклад в ВВП страны составит 36,1 % в 2012 году. В окрестностях столицы расположена свободная экономическая зона «Бишкек».
Промышленность
Имеются все отрасли промышленного производства. Среди них основными являются: машиностроение и металлообработка, лёгкая и пищевая промышленность, энергетика. К крупным промышленным предприятиям Бишкека относятся: Бишкекская ТЭЦ, АО «Реемтсма - Кыргызстан», корпорация «Дастан», Камвольно-суконный комбинат, предприятие «Кока-Кола Бишкек Ботлерс», «Бишкек дан-азык»; акционерные общества: «Бишкексют», Бишкекский машиностроительный завод, «Кыргызавтомаш», «Кыргызшампаны», железобетонный завод «Бишкек», «Керамин», предприятия-объединения «Булгары», «Жылдыз», «Байпак», и др.
Промышленные предприятия находятся на западе и востоке Бишкека. Среди них: мукомольный комбинат «Акун», коньячный завод «Кыргыз Коньягы», АО «Кыргызмебель», производитель национальных напитков «Шоро», «Северэлектро», ТЭЦ.
Торговля
ЦУМ-Айчурек
«Vefa» центр (справа)
Город Бишкек является региональным центром торговли, являясь узлом между КНР, и Россией. В Бишкеке функционирует крупнейший в оптово-розничный рынок «Дордой», крупнейший авторынок «Азамат», также ряд других рынков: «Ош» (рынок), «Аламедин» (рынок), «Орто-Сай» (рынок), «Ала-Арча - 2» (рынок), «Нарбото», «Кудайберген» и др. Имеются крупные торговые центры: «Vefa», «Biskek Park», «Дордой-plaza», «Таш-Рабат», «ЦУМ-Айчурек», «ТАЦ Весна»(бывший «ТРЦ Рахат Палас»), «Караван», «Детский Мир», «Табылга», «МОТО», «БЕТА СТОРЕС», «БЕТА СТОРЕС 2».
В городе имеются представительства таких крупных международных фирм, как Mercedes-Benz, Audi-VW, Sumitomo, Federal Express, DHL, UPS, LG-Electronics, Daewoo, Phillips, Siemens, Panasonic, Reemtsma, Coca-Cola, Samsung, Toyota, Kia и др.
Финансы
В Бишкеке расположены головные офисы банков: «РСК Банк», «Айыл Банк» (оба государственные), «Kyrgyz Investment and Credit Bank», «Демир Кыргыз Интернэшнл Банк», «Росинбанк», «OptimaBank», «BakaiBank», «Дос-КредоБанк» и др.
Трудоустройство
Бишкек - центральный город сосредоточения основной часть (до 70 %) специалистов и налогоплательщиков страны. К перспективным, согласно данным Министерства Труда и Социального Развития, относятся it, горнодобывающие и строительные профессии. Государство активно участвует в организации рабочих мест на территории страны и поддерживает частные и некоммерческие организации по трудоустройству специалистов со средним и высшим образованием, а также людей с ограниченными возможностями.
- Центр трудоустройства граждан Кыргызской Республики при Министерстве труда
- Молодежная биржа труда Министерства труда и социального развития Кыргызской Республики
- Электронная биржа труда USTALAR.KG
- Центр по обучению и трудоустройству ЛОВЗ
Гостиницы
Гостиница «Жаннат»
В Бишкеке расположены крупные гостиницы: «Жаннат», «Хаятт», «Ак-Кеме», «Достук», «Дамас», «Саякат», «Ысык-Кёл», «Семетей», «Бишкек», «Ала-Тоо», «Эльдорадо» и др.
Интернет и сотовая связь
В городе сосредоточена значительная масса пользователей интернета и мобильной связи. Предоставление интернета осуществляется по оптической линии. Работают более 10 интернет-провайдеров, крупнейшие: АзияИнфо, Jet, ЭлКат, Megaline, FastNet, Акнет, Saima-Telecom, Homeline, Transfer. Зона покрытия интернета составляет почти 90 % города.
Мобильная связь в городе представлена 3 операторами связи под брендами «Beeline», «MegaCom», «О!»
Транспорт
Железнодорожный
Железнодорожная станция Бишкек-2
Железнодорожное сообщение осуществляется тремя железнодорожными станциями: Пишпек, Бишкек и Аламедин. Основной поток пассажиров и грузов ориентирован в города России через территорию Казахстана. Имеются также местные междугородные и пригородные поезда.
Электрический
В качестве городского общественного транспорта имеется троллейбусная система.
Троллейбус 4-го маршрута на кольце у рынка Дордой
Планируется создание лёгкого метро и городского электропоезда.
Автомобильный
Основным видом общественного транспорта является автомобильный: автобусы, маршрутные такси, такси.
Число легковых автомобилей с 2000 по 2011 года выросло в 3 раза. Количество грузовых автомобилей незначительно сократилось с 9 тыс. в 2000 году до 8,7 тыс. в 2011.В 2 раза выросло число автобусов, зарегистрированных в столице.
В настоящее время зарегистрировано 160 106 единиц автотранспорта. Из них физическим лицам принадлежит 145 957 автомашин, юридическим - 14 139. В 2010 году в Бишкеке было зарегистрировано 141 433. Из них 127 168 автомашин принадлежали физическим лицам и юридическим лицам - 14 265.
В городе начато строительство первой кольцевой дороги, а также, по линии гранта Японского правительства, были реконструированы мосты города. Протяженность дорог более 1,2 тыс.км. Также начал проводиться ремонт объездной дороги, что должно привести к уменьшению пробок на улицах столицы.
Междугороднее сообщение из Бишкека
Западный (Новый) Автовокзал
На Иссык-Кульском направлении из Бишкека, особенно летом в курортный сезон, имеется значительный поток автобусов, микроавтобусов и такси. Из Бишкека на Иссык-Куль можно добраться также и поездом до города (бывший Рыбачье) в начале побережья Иссык-Куля, и далее автотранспортом в город - курортный центр северного побережья озера Иссык-Куль, где много пансионатов, а также в город (бывший Пржевальск) - административный центр Иссык-Кульской области, находящийся в 10-12 км от восточного побережья озера.
Частное междугороднее такси является распространенным способом передвижения по республике: между Бишкеком и областными центрами , Баткен, а также по другим направлениям. В городе имеются два автовокзала: Западный (новый) и Восточный (старый).
Дорога в и может быть сопряжена с пересечением границ соседних стран; имеются внутренние трассы, но некоторые участки не всегда удовлетворительны (в Баткен) или представляют собой высокогорные перевалы (в Талас).
Аэропорт
Терминал «Манас 2» в Бишкекском аэропорту
На административной территории Бишкека, в 23 км от городской черты, находится международный аэропорт «Манас», названный в честь героя одноимённого киргизского эпоса. Согласно классификации ИКАО, Манас - аэропорт класса 4Е. Его взлётно-посадочная полоса длиной 4,2 км позволяет принимать самолёты всех типов, в том числе и в сложных метеоусловиях. Общая площадь перрона - 242 тыс. м². Аэропорт располагает 38 стоянками и двумя телескопическими трапами. Построен новый терминал.
Наука и образование
Кыргызский государственный технический университет имени Исхака Раззакова
Бишкек является крупнейшим научно-образовательным центром Киргизии. В Бишкеке находятся:
- Международный университет инновационных технологий (МУИТ)
- Кыргызский государственный институт искусств имени Б. Бейшеналиевой (КГИИ)
- Национальная академия наук Кыргызской Республики
- Научная станция Российской академии наук в г. Бишкеке
- Киргизский национальный университет имени Жусупа Баласагына
- Кыргызский государственный технический университет имени И. Раззакова (бывший Фрунзенский политехнический институт)
- Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева
- Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова
- Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры (КГУСТА)
- Кыргызский аграрный университет имени К. Скрябина (бывший Сельскохозяйственный институт имени К. Скрябина)
- Кыргызская государственная медицинская академия им. И. К. Ахунбаева
- Киргизско-Российский славянский университет
- Американский университет в Центральной Азии
- Международный университет Кыргызстана
- Международный университет «Ататюрк-Ала-Тоо»
- Кыргызско-Турецкий университет «Манас»
- Бишкекская финансово-экономическая академия
- Кыргызская академия туризма
- Высший Военный институт Вооруженных Сил Кыргызской Республики
- Международная академия управления, права, финансов и бизнеса
- Киргизская академия физической культуры и спорта
- Международный медицинский университет
В Бишкеке также расположены следующие научно-исследовательские организации:
- Национальный хирургический центр МЗ КР
Имеются две крупные библиотеки
- Национальная библиотека им. Алыкула Осмонова
- Республиканская публичная библиотека им. Н. Г. Чернышевского
Культура
Театры
Музеи
|
|
Кинотеатры
В столице располагается киностудия «Киргизфильм». А также:
- Кыргызская национальная филармония им. Т. Сатылганова
Северная сторона Театра оперы и балета | Национальная библиотека | В историческом музее | Кыргызская филармония |
Городские символы
Основная статья: Герб Бишкека
В лазуревом щите серебряный пояс, обременённый тремя лазуревыми лемехами в ряд. Сверху и снизу пояса по одной золотой пчеле. В вольной части герб Семиреченской области. Щит увенчан серебряною о трёх зубцах башенною короною и окружен двумя золотыми колосьями, соединёнными Александровской лентою. Полное собрание законов Российской империи № 30174 |
Герб города Фрунзе был утверждён 22 сентября 1978 года городским Советом народных депутатов. Рисунок герба, созданный сотрудниками «Фрунзегорпроекта» Г. Мулявиным и А. Согоновым, победил на открытом конкурсе к 100-летию города. Цвета - белый, красный, ультрамариновый, зелёный, бронзовый. Существовал с 1978 по 1994 год. В 1991 году, после переименования города, надпись «Фрунзе» была заменена на «Бишкек».
Инициатива создания современного герба города Бишкек принадлежала бывшему мэру города Феликсу Кулову. Был выбран вариант, предоставленный графиком М. Асаналиевым и кандидатом философских наук С. Иптаровым.
Гербы города с 1908 года по настоящее время. |
Религия
Ислам
Основная статья: Ислам в Киргизии
В Бишкеке действует 50 мечетей. Осуществляют деятельность более 10 исламских религиозных фондов и обществ, один Исламский университет. Работает Центральная мечеть, Дунганская мечеть, построена новая Центральная мечеть на 20 тысяч прихожан на средства Турции и Иордании.
Христианство
Основная статья: Христианство в Киргизии
Воскресенский собор
Русская православная церковь имеет 4 храма. В городе есть община Русской православной Старообрядческой Церкви, община древлеправославных Христиан-поморцев (староверов-поморцев). Действуют церкви протестантского толка.
Достопримечательности
Парк на «Южных воротах»
- Кузнечная крепость (холм и части крепости)
- Мемориальный комплекс «Ата-Бейит»
- Государственный цирк
- Ипподром
- Республиканский центр для детей и юношества «Сейтек»
- Южные ворота
Площади
- Площадь Ала-Тоо - центральная площадь Бишкека. Здесь расположен монумент «Манасу Великодушному»
- Старая площадь
- Площадь Победы и монумент Победы
- Привокзальная площадь
- Университетская площадь
- Театральная площадь
- Советская площадь - Архитектурный комплекс, между зданием мэрии и зданием филармонии.
Бульвары
- Бульвар Эркиндик (бывший бульвар Дзержинского)
- Бульвар Молодой гвардии
- проспект Чуй
Парки и сады
- Карагачевая роща
- Парк им. Фучика
- Парк Победы
- Ботанический сад
- Парк Ататюрк (бывший парк Дружбы)
- Парк им. Панфилова
- Дубовый парк - первый парк на территории Бишкека, заложен в 1890 году. Дубовый сад (в настоящее время Дубовый парк) украшен скульптурными композициями, которые символизируют идею мира, разума и добра, также здесь возвышается 11-метровая гранитная стела, посвященная борцам революции. Вечный огонь зажжён в память о павших в годы Великой Отечественной войны.
- Парк Молодёжи
- Национальный парк Ала-Арча
Театральная площадь | Площадь Ала-Тоо | Проспект Чуй | Бульвар Эркиндик |
Памятники
Основная статья: Список памятников Бишкека
В городе установлено множество памятников в честь разных исторических деятелей. Бишкек ― единственная столица стран Средней Азии, где сохранился большой памятник В. И. . Правительство Киргизии объявило памятник частью истории страны и приняло специальный закон по его охране.
Спорт
Флагманом Бишкека является футбольный клуб «Алга» - 5-кратный чемпион и 9-кратный обладатель кубка Киргизии. Большую популярность имеют разные виды единоборств.
- Дворец спорта им. Кожомкула
- стадион «Спартак»
- Национальный ипподром
- Школа конного спорта
- Школа олимпийского резерва
- Институт физкультуры
Название
На официальном сайте мэрии Бишкека приведено следующее легендарное обоснование наименования города: беременная жена одного батыра (богатыря) потеряла мутовку (кирг. бишкек ) для взбивания кумыса. В процессе поисков «бишкека» у неё внезапно наступили роды, и она родила мальчика, которому дали имя Бишкек. Он стал батыром, после смерти был похоронен на бугре у берега реки Аламедин, где был возведён надгробный гумбез-Бишкек. Именно это строение видели и описывали путешественники XVII-XVIII веков.
Политика
Органы власти
Систему государственного управления и местного самоуправления города образуют городская государственная администрация, городской кенеш, районные органы исполнительной власти и местного самоуправления. Городской кенеш является высшим представительным органом местного самоуправления. В столице расположен парламент Жогорку Кенеш.
Архитектура
До революции
Хирургический корпус нацгоспиталя. Дореволюционная постройка
«План проектного расположения вновь предполагаемого города Пишпек» - города с застройками Европейского типа был утвержден 31 августа 1878 года. Уличная сетка разбивалась в шахматном порядке, благоприятствуя устройству арычной сети и естественной вентиляции улиц. Часть зданий в городе строились из дерева, однако большая часть делались из самана. Несмотря на полупустыню, горожане возводили сады. К началу ХХ века в Пишпеке было 40 немощёных улиц и 6 площадей.
Здание Президиума Верховного Совета КССР, 1936 г.
Дом Центрального Исполнительного Комитета Киргизской АССР, 1927 год.
Центральный Банк Киргизской АССР, 1927 г.
Первый этап строительства в Киргизии был связан с идеями конструктивизма, пришедшими в 1920-е годы. Тогда мало учитывались местные особенности. В конце 30-х годов в Бишкек приезжают профессиональные архитекторы. В годы войны здесь разместились эвакуированные предприятия, строились новые. В послевоенные годы градостроительство бурно развивается, появляются серии типовых проектов, внедряются сборные конструкции. Преобладают декоративизм и помпезность. Начиная со второй половины 50-х ведётся массовое строительство по типовым проектам. В 1970 году был утвержден новый генеральный план города.
Яркими примерами архитектуры того времени являются следующие здания:
- Здание Фрунзенского горисполкома (сейчас мэрия города Бишкек)
- Дом правительства Киргизской ССР
- Гостиница Кыргызстан (сейчас отель «Хайятт»)
- Дворец спорта
- Театр оперы и балета
- Политехнический техникум
- Кинотеатр Манас
Современный период
Город построен по ортогональному плану, что способствует его проветриванию горным воздухом. В Бишкеке - 938 улиц. Главные улицы города: проспект Манаса, проспект Чуй - ул. Ден Сяо Пина, улицы Абдрахманова, Алма-Атинская, Правды, Жибек жолу (шёлковый путь), Байтик Батыра (бывш. Советская) - Бакинская, Московская. На бульварах Эркиндик и Молодая Гвардия расположено множество детских площадок и летних кафе. Жилые районы расположены на юге: микрорайоны с 3 по 12, район «Асанбай»; на востоке: «Аламедин-1», «Восток-5»; на юго-востоке: «Кок-Жар», «Улан»; в центральной части - «Юг-2». Также ведётся активное строительство новых микрорайонов и отдельных многоэтажных жилых домов и торговых центров.
Сталинка и современное здание на улице Фрунзе | Нулевой километр в Бишкеке | Строительство современных зданий возле Площади Победы |
Средства массовой информации
Газеты
Рекламные газеты
«Что? Где? Почем?», «Витрина», «Купи-Продай»
Журналы
- Мужской интеллектуальный журнал «#ONE MAGAZINE»
- Бизнес-аналитический журнал «Деловой собеседник»
- Женский журнал BISHKEKCHANKA
- Глянцевый журнал для умных и успешных «for Woman»
- Журнал «Blife» на русском и английском языках
- Журнал для родителей «Маленькая радость»
Информационные агентства
- ИА «K-News»
- UNIpress
- pravda.kg
- АКИpress
- 24.kg
- «Кабар»
- «КАНТ.kg»
- JEBE news
- Kloop.kg
- Sputnik Кыргызстан
- ИП Россия в Кыргызстане
- Kaktus.media
Международные отношения
Города-побратимы
- , (с 12 декабря 1997)
- Нур-Султан, (с 2011)
Флаг Бишкек |
Герб Бишкек |
Страна | Киргизия |
Национальный состав | киргизы - 66.2 % русские - 23,0 % уйгуры - 1,6 % татары - 1,5 % корейцы - 1,4% узбеки - 1,4% казахи - 1,1 % украинцы - 1,0% дунгане - 0,5% |
Автомобильный код | B, E |
Координаты | Координаты: 42°52′00″ с. ш. 74°34′00″ в. д. / 42.866667° с. ш. 74.566667° в. д. (G) (O) (Я)42°52′00″ с. ш. 74°34′00″ в. д. / 42.866667° с. ш. 74.566667° в. д. (G) (O) (Я) |
Основан | 1825 |
Высота | 750-900 м |
Тип климата | резко континентальный |
Мэр | Омуркулов Иса Шейшенкулович |
Население | 858,3 тыс. человек (2010) |
Город республиканского значения с | 1878 |
Агломерация | около 1 млн.чел.[источник?] |
Первое упоминание | 1864 |
Площадь | 169,9 км² |
Внутреннее деление | 4 района |
Часовой пояс | UTC+6 |
Этнохороним | Бишкекчанин, бишкекчанка |
Телефонный код | +996 312 |
Прежние названия | Пишпек (до 1926) Фрунзе (1926-1991) |
Официальный сайт | http://bishkekgov.in.kg (рус.) |
Официальный язык | русский, киргизский |
Почтовый индекс | 720000 |
Плотность | 5051,8 на 1 кв.км. чел./км² |
Конфессиональный состав | мусульмане, христиане, атеисты |
Бишкек (кирг. Бишкек) - столица Киргизии и крупнейший город страны. Составляет особую административную единицу и является городом республиканского подчинения. Старые названия - Пишпек, Фрунзе.
Население - 846,5 тыс. жителей (2010). В отличие от южных районов республики, высокий процент населения составляют русские и русскоязычные жители.
Город расположен на севере Киргизии, в Чуйской долине, у предгорьев Тянь-Шаня, в 40 км севернее Киргизского хребта, в 25 км от границы с Казахстаном .
Национальный состав
Национальный состав города по-прежнему имеет пёстрый характер, но в нём налицо тенденция к абсолютному преобладанию доли киргизов и быстрому сокращению доли русскоязычных, ранее преобладавших, что сказывается на общей атмосфере, в которой устанавливается новый баланс. Так по данным переписи 1970 года население города было 431 тыс. человек, из них:
- Русские 66,1 % 285 тыс.
- Уйгуры 1,6 % 7 тыс.
- Прочие 9,1 % 40 тыс.
- Узбеки 1,5 % 6 тыс.
- Татары 3,2 % 14 тыс.
- Украинцы 6,2 % 27 тыс.
- Киргизы 12,3 % 53 тыс.
Численность в 1989 году | % | Численность в 1999 году | % | Численность в 2009 году | % | |
---|---|---|---|---|---|---|
всего | 619903 | 100,00 % | 762308 | 100,00 % | 835743 | 100,00 % |
Русские | 345387 | 55,72 % | 252831 | 33,17 % | 192080 | 22,98 % |
Украинцы | 34321 | 5,54 % | 16125 | 2,12 % | 7987 | 0,96 % |
Казахи | 8943 | 1,44 % | 12064 | 1,58 % | 9013 | 1,08 % |
Евреи | 4822 | 0,78 % | 1293 | 0,17 % | 498 | 0,06 % |
другие | 3258 | 0,53 % | 2432 | 0,39 % | 2093 | 0,34 % |
Персы | 58 | 0,01 % | 161 | 0,02 % | 212 | 0,03 % |
Армяне | 1218 | 0,20 % | 726 | 0,10 % | 512 | 0,06 % |
Осетины | 260 | 0,04 % | 217 | 0,03 % | 101 | 0,01 % |
Цыгане | 202 | 0,03 % | 277 | 0,04 % | 180 | 0,02 % |
Греки | 483 | 0,08 % | 248 | 0,03 % | 160 | 0,02 % |
Немцы | 13619 | 2,20 % | 5228 | 0,69 % | 2554 | 0,31 % |
Узбеки | 10390 | 1,68 % | 12393 | 1,63 % | 11801 | 1,41 % |
Таджики | 709 | 0,11 % | 1828 | 0,24 % | 817 | 0,10 % |
Белорусы | 4119 | 0,66 % | 1341 | 0,18 % | 638 | 0,08 % |
Лезгины | 263 | 0,04 % | 315 | 0,04 % | 331 | 0,04 % |
Корейцы | 10043 | 1,62 % | 12710 | 1,67 % | 12014 | 1,44 % |
Калмыки | 222 | 0,04 % | 296 | 0,04 % | 239 | 0,03 % |
Азербайджанцы | 2166 | 0,35 % | 2454 | 0,32 % | 2142 | 0,26 % |
Поляки | 489 | 0,08 % | 261 | 0,03 % | 134 | 0,02 % |
Болгары | 232 | 0,04 % | 210 | 0,03 % | 141 | 0,02 % |
Чеченцы | 362 | 0,06 % | 496 | 0,07 % | 349 | 0,04 % |
Пуштуны | 9 | 0,00 % | 1132 | 0,15 % | 528 | 0,06 % |
Башкиры | 689 | 0,11 % | 492 | 0,06 % | 285 | 0,03 % |
Американцы США | 0 | 0,00 % | 120 | 0,02 % | 155 | 0,02 % |
Англичане | 1 | 0,00 % | 34 | 0,00 % | 102 | 0,01 % |
Татары | 16984 | 2,74 % | 15817 | 2,07 % | 12712 | 1,52 % |
Грузины | 363 | 0,06 % | 288 | 0,04 % | 279 | 0,03 % |
Курды | 57 | 0,01 % | 323 | 0,04 % | 489 | 0,06 % |
Балкарцы | 213 | 0,03 % | 143 | 0,02 % | 123 | 0,01 % |
Мордва | 1137 | 0,18 % | 526 | 0,07 % | 156 | 0,02 % |
Арабы | 36 | 0,01 % | 283 | 0,04 % | 245 | 0,03 % |
Уйгуры | 10977 | 1,77 % | 13143 | 1,72 % | 13380 | 1,60 % |
Дунгане | 2618 | 0,42 % | 3558 | 0,47 % | 4040 | 0,48 % |
Даргинцы | 634 | 0,10 % | 659 | 0,09 % | 565 | 0,07 % |
Китайцы | 243 | 0,04 % | 551 | 0,07 % | 1204 | 0,14 % |
Карачаевцы | 305 | 0,05 % | 297 | 0,04 % | 275 | 0,03 % |
Туркмены | 369 | 0,06 % | 132 | 0,02 % | 703 | 0,08 % |
Молдоване | 568 | 0,09 % | 190 | 0,02 % | 172 | 0,02 % |
Киргизы | 141841 | 22,88 % | 398000 | 52,21 % | 552957 | 66,16 % |
Турки | 908 | 0,15 % | 2277 | 0,30 % | 3149 | 0,38 % |
Ингуши | 385 | 0,06 % | 437 | 0,06 % | 228 | 0,03 % |
Бишкек - одна из тех "случайных столиц", что образовались на окраинах империи в ХХ веке. Говорят, давным-давно здесь стоял город Джуль на Великом Шёлковом пути. Более достоверно, что в 1825 году кокандский хан Мадали заложил две крепости на северо-восточной границе своих владений - Токмак и Пишпек. Последний в 1860-62 годах дважды взят русскими, после чего на руинах крепости обосновался казачий пикет (застава). Киргизы с южных гор и казахи северной степи встретили пришельцев благожелательно и принялись с ними торговать: к 1868 году пикет разросся до села, а в 1878 стал уездным городом Семиреченской области вместо разрушенного наводнением Токмака. К началу ХХ века Пишпек был самым маленьким из четырёх городов будущий Киргизии (6,7 тыс. жителей), но в 1924 году сюда пришла железная дорога, и Пишпек, два года спустя переименованный в Фрунзе, стал столицей киргизской автономии в СССР.
Фрунзе мне описывали как интеллигентный, в основном европейский город зелёных улиц и больших заводов. Глядя на нынешний Бишкек, в это поверить сложно. Как уездный город Семиречья, он слегка напоминает Алма-Ату: тот же советско-русско-кочевничий сплав, те же две речки с гор (Ала-Арча и Аламедин) и арыки вдоль улиц, та же "этно-советская" архитектура, такие же горы над южной окраиной, даже деление на "верх" и "низ"... вот только Бишкек относительно своих гор стоит ниже по склону! Как известно, в Алма-Ате цивильность и благополучие убывают сверху вниз, и вот если мысленно продолжить её ещё ниже - получится приблизительный образ Бишкека. Русские отсюда стремительно уезжают, киргизы - ещё стремительнее прибывают, и здешний "понаеханск" куда как хуже московского. Перестав быть Фрунзе, Бишкек вырос в полтора раза - с 625 до 875 тысяч только по официальным данным, а тут живёт где-то полтора миллиона. Но рост Бишкека бесконтролен, нищая вольница не способствует порядку, а потому город выглядит провинциальным и неустроенным. Как ни пытался я полюбить Бишкек, а не смог: думаю, не ошибусь, сказав, что это худшая из постсоветских столиц.
Однако столица есть столица, и о Бишкеке будет 6 постов - 3 про советский центр, один про Старый город, один про сопку Чон-Арык. Но начнём именно с "понаеханской" грани - базаров и вокзалов, благо транспортная система советского Фрунзе с аж шестью терминалами ("старые" и "новые" вокзалы, автовокзалы и аэропорты) действительно интересна.
Бишкек, в отличие от Алма-Аты, стоит всё-таки не на склоне, а в предгорьях, поэтому основная его ориентация - "горизонтальная": главные оси тянутся с запада на восток сквозь всю Чуйскую долину, нанизывая окрестные сёла. Собственно, таковых осей две, по разные стороны центра: на юге - железная дорога, а на севере - сквозной проспект Жибек-Жолу (Шёлковый путь), в прошлом Ташкентская улица (показательно, что другая экс-Ташкентская занимает аналогичное место в Алма-Ате). На последнем стоят два автовокзала - Новый Западный и Старый Восточный.
2.
Восточный действительно старый - редчайший пример автовокзала в сталинском стиле: прежде я видел такие лишь в и некоторых городах на шоссе Москва-Крым (Тула, Орёл). На самом деле сталианс тут сильно запоздалый - 1962 года. Ныне этот автовокзал служит внутриобластным (как в Алма-Ате восточный Саяхат), причём только по восточной половине Чуйской области. Мы ездили с него в Токмак, а внутрь зайти не сподобились - но как образец жанра он безусловно интересен:
3.
Западный (или Новый) автовокзал (расположением примерно соответствующий алматинскому автовокзалу "Сайран") в куда более ординарном здании 1970-х годов - это главный транспортный узел Северной Киргизии. Так как у подавляющего большинства местных маршруток и частников нет чёткого расписания и курсируют они по заполнению, от собственно автовокзала на несколько кварталов тянутся "лежбища": здесь - микроавтобусы в Каракол, там - минивэны в Чолпон-Ату, тут - частники в Нарын, а вот это - частники опять же в Каракол... Главные ворота столицы, это местная "площадь Трёх Вокзалов", и как говорят знающие люди - самое опасное для путешественника место Киргизии: если в целом по стране полиции мало и она не зловредная, здесь исправно практикуется всё то, чем "славится" Средняя Азия, только из-за отсутствия "законных оснований" вроде регистрации в 3-дневный срок - ещё более нагло.
4.
Раннее утро, в предрассветных сумерках мы с darkiya_v ждём заполнения машины в Чолпон-Ату. Между тем, по ходу повествования нам в ту сторону - далёкий флаг отмечает Ошский рынок:
5.
Представьте себе, что Черкизон находится в пешей досягаемости от Трёх Вокзалов - вот нечто подобное и представляет собой западная половина бишкекского центра. Главная "вертикальная" улица Кулиева отмечена высоковольткой:
6.
На самом деле это вполне себе исторический район Дунганской слободы: о дунганах, то есть китайцах-мусульманах (хуэй, в противоположность "обычным китайцам" хань), бежавших в Россию после Кульджинского восстания 1870-х годов, я уже рассказывал . В Пишпеке к концу 19 века их община была вторая по величине (около четрвети населения) после русской. Однако со временем дунгане покинули город и разошлись по окрестным сёлам, и сейчас здесь почти не живут.
7.
Когда-то здесь стояла дунганская мечеть, сгоревшая в Гражданскую войну - редкий и очень самобытный памятник, так как мечети они строили в китайской традиции - такие сохранились в и Караколе . От пишпекской же не осталось даже толковых фотографий, нынешняя Дунганская мечеть стоит где-то на севере города и внешне ничем не примечательна, но купол типовой киргизской мечети над грязными улочками Дунганки знаменует преемственность. Там, за этими трущобами и зеленью Ала-Арчинского кладбища - вполне цивильный городской центр:
8.
Между тем, мы вышли на Чуйский проспект - третья ось "запад-восток", главная улица центра, нанизывающая на себя главные площади, а на восточной окраине теряющаяся в промзоне. Парой кварталов западнее (правее относительно кадра) - Шлагбаум, фактически ещё одна автостанция (хотя и без здания-терминала), обслуживающая западную половину Чуйской области, и так как я квартировал в селе Садовом в 40 километрах западнее города, Шлагбаумом начинался и заканчивался каждый мой день в кыргызстанской столице. Впереди же, от Чуйского проспекта почти до железной дороги, простирается Ошский рынок:
9.
Женщины в длинных платьях на кадре выше не случайно - тут находится "лежбище" минивэнов на Джалал-Абад: рынок действительно Ошский - он сам себе автостанция, связующая со столицей Южную Киргизию. Дорога туда тяжёлая, порядка 500 километров по горам - для легковушки это 7-10 часов. "Лежбищ" тут несколько, ошские таксисты дежурят с другой стороны рынка, и почему-то берут чуть дешевле джалал-абадских. Но впрочем, Южная Киргизия - не самое дальнее место, куда отсюда можно уехать:
10.
А благополучно вернувшись из страны, где много денег и тебе не рады - купить какую-нибудь красивую штуку в родной дом:
11.
Вообще, купить тут можно практически что угодно: одежда и мебель, книги и автозапчасти, бытовая техника и сувениры, снаряга хоть для альпиниста, хоть для конника-чабана, стройматериалы и элементы юрт... Самые интересные прилавки я показывал - но не стоит думать, что у базара какой-то этнический уклон - нет, на 9/10 это самый обычный рынок, просто запредельно большой. Собственно Ош-базар - в корпусах позднесоветской постройки:
12.
Здесь я единственный раз в Киргизии поимел дело с милицией. Интересу ради решил углубиться в базар, и тут навстречу двое товарищей в форме. Конечно, не заметить меня они не могли:
-Мужчина! Ваши документы?
Досматривать меня повели как раз в этот красный контейнер - у них там гнездо. Я в принципе был спокоен - денег при мне было немного, "фотографии стратегических объектов" их вряд ли могли бы заинтересовать, да и в конце концов я знал, кому звонить в случае эксцессов: Света из Садового, у которой я вписывался, всех знает, а кого не знает - того уболтает, и к тому же в этот момент (как я узнал вечером) тоже была на рынке. Однако всё решилось проще: полицейские задали дежурный вопрос "И как вам в Кыргызстане?" - и дальше я перехватил инициативу, задействовав все свои ораторские способности: минут на пять толкнул довольно складную речь о том, где был, как мне в Киргизии понравилось и - главный упор - что у вас тут такие люди хорошие, такая страна свободная, никто меня тут не обижал, ни разу ещё никаких неприятностей не было, не то что в соседнем Казахстане... Копы заслушались, и видимо не захотели стать первыми киргизами, которые меня обидят, уподобившись казахам, поэтому даже толком не досмотрев, отпустили с миром. В общем, из трёх стычек с полицией в ту двухмесячную поездку (ещё на вокзалах и ) эта была самой забавной.
Покинув контейнер, я решил по базару уже не ходить (да и менты намекнули, что мне как явно неместному там может быть небезопасно) и пошёл по той же улице дальше на юг. Вот эта грязная канава - ни что иное, как Ала-Арча, местный аналог Большой Алматинки (а вместо Малой - речка Аламедин, протекающая восточнее центра). Горные реки питаются талым снегом, и потому в сентябре-октябре практически высыхают, зато по весне тут будет мощный прохладный поток:
13.
Баки в перспективе русла - местный пивзавод, причём слышал, пиво тут неплохое (сам не пробовал, и вообще пиво не люблю). Рынок сменяет прижелезнодорожная промзона, и с другой стороны видны мясокомбинат и завод сельхозтехники имени Фрунзе - не знаю, работают ли они. Машины на переднем плане же - лежбище ошских такси, с которыми я договорился забрать нас утром прямо из Садового и добросить до Джалал-Абада:
14.
Промзона по-кыргызстански:
15.
Там дальше есть ещё Бишкекский машиностроительный завод, эвакуированный в 1941 году из (который собственно и был основан в 1787 году вместе с "первоначальным" заводом) и вроде бы ещё работающий. Но до него я не дошёл, увидев лишь какие-то пекарни. Белый корпус, скорее всего, 1920-х годов: благополучно переживший революцию модерн - главная "изюминка" бишкекской архитектуры.
16.
Ну вот и железная дорога. О её печальной судьбе я уже писал в - железнодорожная сеть республики оказалась разорвана на несколько небольших линий, заходящих в неё из Казахстана и Узбекистана. Тем не менее, эта линия, от Турксиба на Иссык-Куль - самая крупная, и по ней даже проходит 2-3 пары пассажирских поездов в день (дизель на Мерке, дальние на Москву и, не ежедневно, Новокузнецк и Екатеринбург). В этой же промзоне - депо и единственный в Киргизии локомотиворемонтный завод, на который через 6 (!) границ приходится гонять технику с Юга.
Однако именно эта дорога, по сути вторая ветвь Турксиба от казахстанской станции Мерке, и начала превращение уездного Пишпека в азиатскую столицу.
17.
Пассажирский станций в Бишкеке также две, и место, к которому я вышел, находится между ними. Тремя километрами восточнее - центральная станция Бишкек-2, к которой я ходил в другой день и в другое время: к нему ведёт бульвар Эркиндик (Свободы) почти от главной площади, о котором я сделаю ещё отдельный пост - за спиной у меня остался конный памятник Фрунзе. Вокзал построен в 1930-38 годах, и совершенно не классицифицируется по стилю - не конструктивизм, не сталианс... а как будто бы такой совсем уж запоздалый модерн:
18.
Обратите внимание, как тихо и пусто на площади, и эти такси скорее всего ждут сотрудников вокзала - общественный транспорт сюда если и ходит, то крайне редко. Заброшена даже привокзальная гостиница - вот эта сталинка за забором, ожидающая сноса. Помимо четырёх вышеупомянутых "западных" поездов, есть ещё два восточных - круглогодичный дизель в Токмак (вроде бы дважды в день) и летний - в Балыкчи на Иссык-Куле. Кстати, КирЖД работает по московскому времени!
19.
Интерьер. Залы ожидания оказались закрыты, а в центральном зале очень красивый потолок:
20.
Со стороны путей фасад можно снять только вблизи - иначе мешают деревья. Прибывающих поездом встречает орёл. В принципе в Москве я не раз видел людей, берующих билет до Бишкека, то есть наверное в момент прибытия и отправления поезда тут всё меняется.
21.
Но парадоксальным образом, большую часть времени киргизские вокзалы - это тишь да гладь. К слову, тут дежурил мент, но на меня не обратил никакого внимания.
22.
Если же от того переезда с кадров №16-17 пройти полтора километра на запад (что я и, собственно, сделал) - можно выйти к станции Бишкек-1, в народе известной как Старый вокзал... да и то лишь жителям окрестных районов, в остальном городе это место в принципе как вокзал не воспринимают. Между тем, памятник интереснейший - при всей дореволюционности своих форм, он был построен в 1924 году, видимо как "времянка" до постройки Бишкека-2.
23.
Вид со стороны путей - сейчас тут поезд останавливается ровно дважды в сутки (дизель Бишкек-Мерке), а в остальное время та же пустота, чистота и уют, столь непривычные в Бишкеке. Рядом, правда, какое-то крупное "гнездо ментов", и людям в форме я старался на глаза не попадаться: второстепенные тихие станции в крупных городах - одно из любимых мест для "ловли злоумышленников" (с реабилитацией после небольшого "штрафа").
24.
В зале ожидания же самое классное - цветная плитка пола, сделанная ещё в 1914 году в Варшаве... как странно тут это звучит:
25.
Причём хорошо видно, что она досталась советской власти едва ли не случайно и большинство фигур на полу явно "лепились из того что было":
26.
Окрестный район по сей день известен как Пишпек - это название оставалось за станцией до 1991 года, в то время как нынешний Бишкек-2 был собственно станцией Фрунзе. У вокзала скверик, в скверике традиционный обелиск Великой Отечественной:
27.
Рядом небольшой Клуб железнодорожников:
28.
По окрестным дворам стоят путейские дома характерной архитектуры. Даже интересно - это просто дореволюционные проекты реализовали в 1920-х, или всё же проектировали с нуля, но в старом стиле?
29.
Похожий "путейский городок" есть в , куда железная дорога пришла тоже в 1920-е годы - там правда старый вокзал не сохранился, но ДК ЖД гораздо крупнее и красивее.
30.
А сами дворы вокруг Бишкека-1 тихи, уютны и в основном русскоязычны. Соотношение русских и киргизов (60% и 25%) во Фрунзе и Бишкеке поменялось на противоположное, и у меня такое чувство, что эти кварталы у станции - маленький Остров Фрунзе.
31.
Ещё тут есть довольно опрятный парк железнодоржников, где я посидел на лавочке и передохнул, возможно ещё какие-то дома в стиле "советского модерна" и промзона неясного возраста:
32.
А прилегающий с юга район лучше всего смотрится вертикально сверху: Бишкек-1 виден в левом верхнем углу. Грандиозных размеров ипподром (850м в длину) был, по рассказам Светы, одним из лучших в СССР, но в общем и у киргизов без дела не простаивает - национальных видов конного спорта у них очень много, взять хоть упомянутое в прошлой части "козлодрание". А рядом с ипподромом - Рабочий городок: так этот район отмечен на всех картах, но никакой информации о его происхождении мне найти не удалось:
33.
Однако, судя по планировке, это ни что иное, как "город-сад " 1920-х годов: популярная в те годы концепция создания идеальной городской среды, зародившаяся ещё до Первой Мировой войны в Англии. Налицо все признаки: круговая планировка (диаметр 1400м), 2 главных диаметра и ещё два радиуса, круглая площадь в центре да малоэтажная застройка. К таким городам-садам относится московский Сокол, калининградский ... Так и оказалось: первым же комментарием igor_alla
дал мне наводку на исторический материал : если вкратце, Фрунзе 1920-х годов поднимали энтузиасты из Чехословакии, прибывшие сюда в количестве около двух тысяч человек и организовавшие кооператив "Интергельпо" ("Взаимопомщь"), причём название его было не чешским или латинским, а на искуственном языке эсперанто. Интергельпо посещал Юлиус Фучик, а несколько лет раннего детства провёл Александр Дубчек, впоследствии вошедший в историю как лидер "Пражской весны". "Интергельпо" построило важнейшие заводы и общественные здания довоенного города, и Рабочий городок был лишь одним из его проектов.
У одного из входов здание, в котором мне страшно хотелось увидеть недобитый конструктивизм... хотя конечно это крайне маловероятно.
34.
И в общем в Рабочем городке меня ждало тотальное разочарование: город-сад ныне скорее город-пустырь - грязные улицы без асфальта, высокие заборы, совершенно невзрачные дома и заросшая, загаженная центральная площадь. Если не знать, как это выглядит сверху - заподозрить что-то интересное здесь очень маловероятно. Мне же запомнились лишь узкие боковые улочки:
35.
В общем, я поймал маршрутку и поехал наверх. Маршрутка привезла меня в довольно приличный район - просторный и в основном новостроечный. Оттуда же был снят и вводный кадр - Тянь-Шань совсем рядом. Здесь же огромное здание Центра охраны детства и материнства, обилие машин и людей вокруг которого наглядно свидетельствует о положительном балансе рождаемости. Но самое интересное другое - всё это ни что иное, как постепенно застраиваемый Старый аэропорт:
36.
Следующей маршруткой я выехал на проспект Мира (Тынчтык) - главную в Бишкеке "вертикальную" ось. Тут тоже в принципе довольно тихо и относительно цивильно, а в улицах появляется ощутимый уклон - то есть (относительно ближайших гор, а не уровня моря) Бишкек здесь подходит к тем же высотам, на которых стоит Нижняя Алма-Ата.
37.
Чуть выше направо отходит безымянная улица среди новостроек - у её начала типовой для этих краёв конный памятник некоему Кочурбай-батыру (ничего о нём не нашёл), а в перспективе просматривается явно сталинская башенка и небольшой памятник кому-то из советских лётчиков (так как таблички нет, точнее сказать не могу):
38.
42.
Основу его составаляют, как водится, маршрутки - причём не убитые "газельки" и списанные автобусы из Кореи и Японии, а "Мерседесы" и "Форды". Нет здесь и столь характерных для соседнего Казахстана зазывал. Но, как и в Кишинёве, микроавтобусы тут со стоячими местами - только если в кишинёвских маршрутках отсутствует правый ряд кресел, то в бишкекских площадка расчищена за счёт нескольких передних рядов. И в принципе, после этих двух городов "маршрутки со стоячими местами" у меня стали плотно ассоциироваться с крайней бедностью страны.
43.
Тем не менее, муниципальный транспорт в Бишкеке тоже есть: иногда мне на глаза попадались китайские автобусы Yaxing (такой современный аналог ПАЗиков), и довольно часто на центральных улицах можно встретить троллейбус , существующий в Бишкеке с 1951 года. Вроде бы некоторое время назад он закрывался, но потом внезапно ожил, и сейчас чувствует себя неплохо - 8 маршрутов, около 200 машин, как советских, так и свежезакупленных. Правда, проехаться на троллейбусе как-то не задалось...
Осенью проезд в маршрутках стоил 10 сом (7 рублей), в муниципальном транспорте - 7 сом (5 рублей), то есть чуть дешевле, чем в Кишинёве. Теоретически, есть проект в 2020 году построить тут лёгкое метро из двух линий, но как-то мне в него не верится...
44.
А в основном Бишкек застроен примерно такими домами - столь характерные для Средней Азии многоэтажки 1970-80-х, при этом достаточно живописные:
45.
А часто ещё и с этническими мотивами:
46.
Вообще, довольно странно - чем менее развитая была ССР, тем красивее в ней строили в позднесоветское время - пока (а я объехал только половину республик) впечатление такое:
47.
Но едва ли не большую площадь, чем микрорайоны и центр, в Бишкеке занимает частный сектор довольно неприглядного вида. Где-то слышал оборот "глиняный пояс шахида" - по окраинам и на пустырях огромными темпами идёт стихийное строительство, особенно ускорявшееся после каждой из двух революций. В основном за счёт обитателей этих домов Бишкек и вырос почти до миллиона, ну а что это за люди и как они себя ведут в случае беспорядков - думаю, пояснять не надо... (дежурное - ну не все, конечно, навеняка большинство здешних жителей - адекватные и незлобные люди, но процент агрессивного быдла всё же несколько выше, чем в среднем по городу).
48.
На одной из низших точек Бишкека - рынок "Дордой", размерами (если судить по карте) превосходящий Ош-базар примерно вдвое - говорят, он уже давно оставил позади все базары Ташкента и Ферганской долины, и стал крупнейшим рынком на всём постсоветском пространстве. И "Дордой", и Глиняный пояс мы видели лишь из окна маршруток:
49.
Ну а последняя деталь бишкекского пейзажа - это ТЭЦ , стоящая на восточной окраине у железной дороги. Пущенная в 1961 году и с тех пор не раз расширявшаяся (правда, только в советское время), она примечательна своей 300-метровой, явно сейсмоустойчивой главной трубой (1989). В Средней Азии вообще хватает сверх-высоких труб (в так и вовсе высочайшая в мире!), построенных в 1980-е годы. Бишкекская труба - самая высокая в мире из расположенных в столицах государств (наряду с Варшавой, там тоже есть 300-метровая труба электростанции), и видна в городе реально из любой точки.. Бугор на заднем плане же - Чон-Арык, местный неокультуренный аналог . Вокруг столицы же, как видите, местность уютна и плодородна, орошаемая водами Большого Чуйского канала (1958-76), проходящего на северных окраинах прямо через город. Вот только долго ли эти поля и лесопосадки протянут под натиском раздувающейся столицы?
50.
Уууфф... На самом деле в этой части я показал самые неприглядыне стороны Бишкека - толчею базаров и автовокзалов, трущобы окраин и Рабочего городка, упадок железных дорог и расцвет стихийной торговли. В следующих трёх частях о куда более благовидных центральных районах - площади Ала-Тоо, "горизонтальном" Чуйском проспекте и "вертикальном" бульваре Эркиндык (все с окрестностями) соответственно.
КИРГИЗИЯ-2013
. Обзор поездки.. Реалии современности.
, живые и мёртвые.
Бишкек и Чуйская долина
.
Вокзалы и базары.
Площадь Ала-Тоо.
Чуйский проспект.
Бульвар Эркиндык.
Шёлковый путь и Старый Пишпек..
Чон-Арык и виды города.
. Сёла Чуйской долины.
Токмак и Буранское городище. Древняя столица Восточного Туркестана.
Иссык-Куль
Дорога на Иссык-Куль. Боомское ущелье и Балыкчи (Рыбачье).
Вокруг Иссык-Куля. Деревни и пейзажи.
Чолпон-Ата. Иссык-Кульский курорт.
Каракол (Пржевальск). Старый город.
Каракол (Пржевальск). Общий колорит.
Пристань-Пржевальск.
Каракольское ущелье.
Ущелье Жеты-Огуз.
Тамга и Барскаонское ущелье.
Заоблачное плато Арабель.
Нарынская область
.
Балыкчи - Нарын. Дорога через горы.
Чон-Туз и Араголь. Окрестности Кочкорки.
Нарын. Город на двух километрах.
Дорога на Таш-Рабат.
Таш-Рабат и .
Дорога Бишкек-Ош
.
Северная половина.
Южная половина.
Базары Южной Киргизии.
Южная Киргизия
.
Джалал-Абад, где лечился Иов.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Город.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Урановые рудники.
Арсланбоб. Кишлак и ореховый лес.
Арсланбоб. Горы и водопады.
Узген. Узбекистан в Киргизии.
Ош уездный и советский.
Ош восточный.
Ош. Вокруг Сулейман-горы.
Ош. Сулейман-гора.
В какой области находится город Бишкек?
Город Бишкек является частью области город Бишкек.Характеристикой области или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав области.
Область город Бишкек является административной единицей государства Киргизия.