Корабль брюсов. Теплоход "Валерий Брюсов": история, фото, современные реалии

Последние новости с Крымской набережной. Корабль, пришвартованный к парку искусств «Музеон», скоро отправят в самый далекий затон столицы. И речь идет не о том корабле, на котором стоит Петр Первый. А о том, который беленький и остроносый. С каютами. Палубами. И российским флагом. Туристы охотно делают селфи на его фоне. Да и москвичи тоже. Кто-то проходит внутрь, чтобы перекусить. Или присмотреть какую-нибудь обновку. Потому что на борту несамоходного судна есть даже магазины и кафе. В центр Москвы его пригнали в 1993 году из Австрии . В то время «Брюсов » был не только рестораном, но и гостиницей.

А в последние годы из него сделали целый арт-объект! Ребята из команды дизайн-завода «Флакон» пришли в «Музеон», на территории которого стоит корабль, и попросили дать им несколько палуб и кают. Ну чтобы проводить там различные мероприятия. Занятия йогой и хореографией. Кинопоказы. Лекции. Дискотеки. Выставки. В общем, создать внутри этой бандуры культурный центр. В «Музеоне» сказали, что они не против, но собственник корабля - «Московский туристический флот». Ребята обратились туда и вскоре, заплатив за аренду энную сумму, получили разрешение. Сколько именно заплатили, активисты не признаются. Говорят, что коммерческая тайна. С тех пор прошло два года. И только сейчас выяснилось, что «судно работает в формате арт-центра на воде и эксплуатируется без договора водопользования». Так сказано в официальном сообщении московской прокуратуры.

СЕМЬ НЕРАВНОДУШНЫХ ЛЮДЕЙ

В общем, оказалось, что «Валерий Брюсов», несмотря на громкую фамилию, не имеет права стоять на Крымской набережной. Почему такую проверку провели только сейчас, остается только гадать.

Кроме этого, собственнику придется выплатить в госказну штраф в размере 50 тысяч рублей, - добавили «КП » в надзорном ведомстве. - И еще 10 тысяч заплатит лично гендиректор «Мостурфлота ».

Да, действительно, прокуратура закрывает «Брюсова», - подтвердил один из активистов арт-корабля. - Но мы унывать не намерены. Будем искать другое место для дислокации.

- А чем вы вообще занимаетесь?

Арт-корабль придумали для того, чтобы организовывать на нем культурные мероприятия. Если они были платными, мы оформляли все необходимые документы. Но были и бесплатные. По сути, это первый в мире креативный кластер! И мы рады, что нам дали возможность развернуться. Ну а то, что прокуратура закрывает корабль, не беда. Мы свою деятельность сворачивать не намерены.

- А кто вы? И сколько вас?

Мы группа неравнодушных молодых людей. Все работаем в разных местах. Сейчас семь человек.

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН

- «Корабль Брюсов» - одно из последних судов, которое уберут с территории Москва-реки, - рассказал «КП» владелец дизайн-завода «Флакон» Николай Матушевский. - Сейчас перед проектом стоит задача сохранить дружественные взаимоотношения со всеми партнерами и найти новое место для корабля. Среди возможных локаций будущего действия проекта рассматриваются Ростов -на-Дону , Нижний Новгород , Чебоксары . Также мы открыты для любых предложений со стороны регионов, которые будут готовы взять в управление этот проект.

Кораблю «Валерий Брюсов», между прочим, уже 32 года. Хотя бывалые моряки говорят, что для такого судна это не возраст.

Если, конечно, за ним, как следует следить, - рассказал «КП» руководитель международной ассоциации общественных организаций ветеранов военно-морского флота и подводников Андрей Шаров . - Все зависит от условий содержания и от отношения экипажа. Вон, паруснику «Крузенштерн » чуть ли не сто лет уже, а все на ходу. В данном случае судно используется не по назначению. А это почти всегда ведет к гибели корабля.

Возле парка «Музеон» знаменитый теплоход простоит еще около месяца. По крайней мере, так говорят представители дизайн-завода «Флакон» (в «Мостурфлоте» этого не сообщают).

КОРАБЛЬ «ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ»

Пассажирский круизный теплоход

Дата постройки: 1984 год

Состояние: не эксплуатируется, стоечное судно

Судно выведено из эксплуатации в 1992 году

С июня 1993 года пришвартовано в качестве стоечного судна у Крымской набережной на Москва-реке в Москве

Пассажировместимость: 100 пассажиров, 14 человек экипаж

«Валерий Брюсов» - трехпалубный пассажирский теплоход с богатым прошлым, уже отслуживший свой срок в качестве плавучего средства. Когда-то он считался одним из самых комфортабельных в России и возил по круизам туристов, в том числе и иностранных. Потом он сделался гостиницей и рестораном, а также первой в мире общественной площадкой для жителей Москвы и гостей города. Но сейчас корабль покинул столицу и будет пришвартован на приколе порта города Кимры. Об истории и прошлом этого круизного судна мы расскажем ниже.

Постройка корабля

«Валерий Брюсов» - теплоход, который создали австрийцы. Его родиной является город Корнойбург, на верфи которого он и увидел свет. Теплоход построили в 1985 году и продали Московскому речному пароходству. Правда, есть некоторые сведения о том, что все эти пять получила как бы «в нагрузку» к другим заказам. Ведь этот проект планировался еще в Советском Союзе, а там были несколько другие экономические расчеты. Изначально корабль предназначался для туристических и круизных целей. Назвали его в честь известного русского поэта Валерия Брюсова. В те годы теплоход был одним из высококлассных и строился на известной австрийской верфи, которая специализировалась на подобных судах.

Проект Q-065: что это?

Так назывался замысел строительства однотипных круизных судов. Их создавали в 1984-1986 годах в Австрии специально для российских пароходств. Всего их было построено пять. Они служили Московскому, Обь-Иртышскому и Ленскому пароходствам. Это «Сергей Есенин», «Александр Блок», «Демьян Бедный», «Михаил Светлов» и теплоход «Валерий Брюсов». Корабли этого проекта являлись собственностью Московского и Ленского туристических флотов. Проект на те времена считался суперсовременным и предназначался для обслуживания так называемого «голубого кольца».

"Валерий Брюсов" во время круизной эксплуатации: описание судна

Этот теплоход, как и все пять его собратьев, может вместить сто восемьдесят человек. Он был предназначен для внутренних речных круизов. На его палубах размещались каюты, рассчитанные на одного, двух и четырех человек. Предусмотрены были также комнаты класса люкс. Во всех каютах были души, туалеты и умывальники, а также радиоточки. В люксах стояли диванчики, а еще холодильники и телевизоры. «Валерий Брюсов» - теплоход, оснащение которого предусматривало также предоставление разных услуг на борту. В распоряжении пассажиров были: гладильная комната, кинотеатр, сауна, танцевальная площадка, бар и ресторан на 80 человек. На теплоходе также находился салон с панорамными окнами.

Корабль был спущен на воду в 1985 году. Его длина - 90 метров, ширина - 15. Он может развивать скорость до 22 км в час, а его водоизмещение равнялось 1342 тонны. Осадка при плавании составляла чуть больше полутора метров.

«Валерий Брюсов» (теплоход): маршрут

На туристических линиях корабль проработал до 1991, а по некоторым данным - до 1992 года. Он совершал прогулки, а также круизы по маршруту Москва - Петербург. На этом теплоходе можно было прогуляться по рекам и озерам европейской части России. Бывал корабль на Волге, Оке, Неве, Каме, на Дону. Ходил по Ладожскому, Онежскому и Белому озерам. Круизные маршруты бывали разными - от 1 (прогулочный) до 22 дней. Программа предусматривала заходы в древние города и культурно-исторические центры России - Плес, Нижний Новгород, Казань, Муром, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Ярославль.

Но судно оказалось экономически невыгодным. Элитный красавец-теплоход «Валерий Брюсов» (фото 1985-1989 годов об этом свидетельствуют) слишком сильно расходовал топливо. Хотя его размеры были небольшими и позволяли совершать путешествие по рекам, от его услуг через несколько лет отказались. К проблемам финансовым прибавились еще и вопросы с ремонтом. В России не хватало запасных частей нужного типа. Австрийские или немецкие были в дефиците, а замену найти не удавалось. В конце концов теплоходы стало проще вывести из работы. Единственным судном такого типа, которое до сих пор используется по прямому назначению в европейской части России, остался «Сергей Есенин».

Теплоход после «выхода на пенсию»

С 1993 года корабль уже не использовался в качестве круизного. Он не поменял владельца, но сделался плавучей гостиницей и рестораном на Москве-реке. Его новым адресом стало место неподалеку от Кремля, вернисажа и Дома художника: 10. Теплоход «Валерий Брюсов» превратился в дебаркадер. Интересно, что для того, чтобы доставить судно в центр Москвы, его специально для этого готовили, а уровень реки опустили так, чтобы корабль смог пройти под мостами. Ради последнего руководству пароходства даже пришлось пойти на должностное преступление. В 1994 году были завершены все необходимые работы по подключению коммуникаций, и на борту открыли гостиницу, ресторан и казино. В это дело было вложено много денег и труда. Но в двухтысячные в столице построили много отелей, запретили игорный бизнес. Гостиница стала убыточной, а стандарты ее комфорта не отвечали современным требованиям. В конце концов ее услугами пользовались только бюджетные туристы и студенты, да и то все реже. Ее закрыли в 2009 году, а ресторан - в 2011-м.

Споры по поводу реконструкции

Когда набережную стали перестраивать, теплоход вызвал многочисленные дискуссии как среди архитекторов, так и у общественности. Поступали предложения вообще убрать его с реки. Но с 2014 года две компании, - «Дримерз Юнайтед» и «Флакон», - решили сделать из него нечто особенное. Эта концепция рассматривала переживший свою туристическую карьеру, но все еще функциональный теплоход «Валерий Брюсов», фотографии с изображением которого иллюстрируют эту статью, как общественное пространство нового образца. Тематически и архитектурно он должен был вписаться в новый стиль центра Москвы, а также сделаться частью близлежащего парка «Музеон». Эта концепция была одобрена городскими властями и воплощена в жизнь.

Общественное пространство

Что до недавнего времени представлял собой теплоход «Валерий Брюсов»? лекторий, место для прогулок, торговый и тренинговый центр? Всего понемножку. Здесь были и творческие студии, и кинозал, а почти каждый день реализовались разные культурные программы. Можно сказать, что это был первый в мире пример использования таким образом судна, которое стоит на приколе. Бутики, парикмахерская и ресторан здоровой еды находились на главной палубе. На шлюпочной - различные бюро, агентства, лектории и центры для тренингов. Выше - мастерские, фастфуд с греческой кухней, а также панорамные площадки, где устраивались культурные и праздничные мероприятия.

Современное состояние

Тем не менее в последнее время оказалось, что власти столицы все же решили отбуксировать корабль от Крымской набережной. Такое решение принял суд, обвиняя владельцев судна в том, что они нарушили Водный кодекс России. Все арендаторы офисов и общественных площадок на корабле, по иску прокуратуры, который был удовлетворен, должны были покинуть его территорию до 27 мая этого года. Ныне судно отдало швартовы с Крымской набережной впервые за много лет. На этот раз, чтобы провести его под мостами столицы, демонтировали рубку. Корабль был выведен в порт города Кимры, где его статус общественного пространства будет восстановлен. Но уже не в Москве. Есть некоторые предположения, что теплоход могут использовать вновь для круизных целей, поставив новые двигатели и произведя ремонт. Ведь так уже случалось с кораблями, становившимися на прикол. Что ж, как говорится, поживем - увидим!

Прогуливаясь по Крымской набережной и парку искусств «Музеон» всегда смотрела на корабль «Валерий Брюсов» и думала, что же придумают, ресторан?отель?или вовсе забросят, ан нет-открыли его и там много-много всего, вход свободный! Когда зашли,сразу что-то напомнило,то ли пространство «Артплей» на Курской,то ли дизайн-завод «Флакон»,оказалось что проект действительно разработан командой завода «Flacon» и творческой мастерской «the Dreamers United». Из того,куда я успела заглянуть, пока дочка бегала по палубе-это мини- театр для детей до 7 лет «Просто шутка»,они зазывают на спектакль каждое воскресенье в 10-30,11-30 и 12-40 «История из ничего»(каюта 202), языковая лаборатория «MyPeople» для любого возраста, Арт-кофейня Mams&Paps с интересным дизайном и напитками для детей и взрослых. А еще там проходят концерты и смотрят кино. Есть магазины дизайнерской одежды,ателье,галерея картин…Пробежались мы по каютам почти галопом,задержались только в детском театре-светлое помещение,ярко-красиво,приветливый персонал,рассказали о спектакле,пригласили. И в греческом кафе «Sito» порадовало настоящим греческим салатом и “пенерли”, или, как мы их можно назвать”лодочками с мясом и сыром”, выпекаются они на наших глазах.! Цены вполне демократичны-кофе,например,100 рублей. В общем,тем,кто любит оливки,масло и греческий соус-можно зайти.Самая верхняя палуба открытая,натянут прозрачный тент,там сцена для различных мероприятий. Дерево и металл-отлично смотрится,виды на Москву-потрясающие!Красиво и функциональное место, где можно приодеться, поесть-попить, посмотреть кино, научиться чему-то и поплясать. И всё это на свежем воздухе и на воде! Половина кают пока,правда, в стадии открытия,но заглянуть стоит.


The Village продолжает рубрику, в которой рассказывает про знаковые нежилые здания Москвы. В связи с о скором закрытии корабля «Валерий Брюсов» на Крымской набережной, который успел стать важным арт-кластером и символом города, мы решили пообщаться с теми, кто здесь вел бизнес и организовывал вечеринки.

Фотографии

Ефрем Иванов

ЮЛИЯ РУЗМАНОВА

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ

История

Теплоход «Валерий Брюсов» у берега Крымской набережной в парке «Музеон» как арт-пространство 13 июля 2014 года. Хотя корабль пришвартовали к набережной еще в 1993 году, а перед этим восемь лет его эксплуатировали на воде. До реконструкции «Брюсова» в течение 20 лет здесь работала гостиница, ресторан, казино и (по неофициальной информации) бордель.

Реконструкцией корабля и преобразованием его в арт-кластер занималась команда УК Realogic во главе с бизнесменом Николаем Матушевским, которая также дизайн-завод Flacon, а сейчас активно нового городского пространства - « ». Первыми резидентами «Брюсова» стали магазин Студии Артемия Лебедева, кафе «Сито», бар «Волна», шоу-рум Physika, магазин с украшениями Jerusalem Bazar, лавка с книгами в ручном переплете Lamartis и концепт-стор adidas Originals.

Однако уже в сентябре 2014-го, через пару месяцев после открытия, у нового места появились проблемы: корабль проверки Роспотребнадзора. В частности, ведомство нашло на судне немаркированный инвентарь, при этом на корабле не было специальных баков для утилизации люминесцентных ламп. По этим и другим причинам теплоход признали небезопасным для посетителей и закрыли до устранения всех недочетов.

«Брюсов» свою работу в июне 2015 года. На этот раз на нем около двух десятков резидентов. Половина из них - уже знакомые по предыдущему году, остальные - новички. В частности, появились магазин для вейперов Babylon Vape Shop, языковая школа Mypeople, студия йоги Yoga Boat, кафе Mams & Paps. Кроме того, на корабле стали проводить техно-вечеринки, самые популярные из них - Meduza.

В начале апреля стало известно, что «Брюсов» закроется в середине мая по прокуратуры, поскольку он «работает в формате арт-центра на воде и эксплуатируется без договора водопользования», чем нарушает пункт 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации. За это юрлицо, владеющее теплоходом - ОАО «Московский туристический флот», - и гендиректор компании должны заплатить штраф - 50 и 10 тысяч рублей соответственно.

Администрация «Брюсова» рассказала, что с 2015-го по 2017 год вела переговоры с департаментом транспорта города Москвы о возможности сохранить проект. В итоге договориться не удалось - власти переместить теплоход из акватории Москвы-реки. Соответствующие решение утвердил Замоскворецкий суд.

О дальнейшей судьбе корабля пока официально не сообщается. Известно только, что теплохода не будет на привычном месте после 15 мая. Чтобы судно смогло пройти под мостами, ему, скорее всего, срежут верхнюю палубу, но «может быть, правительство придумает другой способ перевозки», уточняют представители пространства.

МЕСТО: корабль «Валерий Брюсов»

ФУНКЦИИ: торговые площадки, образовательные проекты, выставки, развлекательные и спортивные мероприятия

ЭКСПЛУАТАЦИЯ: пассажирский круизный теплоход «Валерий Брюсов », построен в Австрии в 1984 году, с июня 1993 года эксплуатируется как стоечное судно, как арт-кластер заработал в 2014 году

РЕКОНСТРУКЦИЯ: УК Realogic

ПЛОЩАДЬ: LAB - центр корабля площадью 120 квадратных метров

Sundeck - палуба площадью 260 квадратных метров

Я на корабле с самого начала, то есть уже больше трех лет, снимаю тут небольшую каюту, которую использую как студию. Летом играю на солнечной палубе как штатный диджей.

Корабль - это основная причина, почему я вообще оказался в Москве. Я занимался музыкой в Петербурге, потом моя студия там сгорела - на фоне этих событий я психанул и уехал из страны, тусовался в Германии, а когда закончилась виза, вернулся. За полгода до этого мы с Лешей Капитановым (директор корабля «Брюсов». - Прим. ред.) общались немного пьяненькие, и он сказал: «Короче, Кирилл, мы захватывает корабль в центре Москвы, делаем три event-площадки». И вот спустя немного времени они позвали меня на открытие Брюсова.

Так я попал на корабль, отыграл первое выступление, а после него ходил-бродил здесь и зашел в одно помещение - закрыл глаза и представил в нем кучу своих девайсов. Тогда я сказал Капитанову, что им не хватает на корабле музыкального пространства. Я вернулся в Петербург, а на следующий день мне позвонил директор корабля, предложил то помещение под студию и сказал: «Нам вообще руки нужны. Короче, я беру тебе билет в Москву сегодня?»

Так я оказался на корабле. Я всем помогаю здесь по технической части, но зарплату за это не получаю, зато мне предоставлена большая скидка на аренду и я выступаю на вечеринках, летом я тут играю на постоянной основе. Когда я стал писать музыку на корабле, у меня сильно изменилось звучание. Корабль иногда качает, и это отразилось на груве моей музыки - в звуке появилось как бы округлое покачивание.

Есть два абсолютно разных периода жизни этого места. До того как корабль закрывался - Ветхий завет и после - Новый завет. Весь костяк команды сформировался по большей части в Ветхом завете, и закрытие стало фильтром людей. Те, кто был коммерчески настроен, сразу отвалились, а те, кто воспринимали место как арт-кластер, вернулись, несмотря ни на что, и стали еще плотнее сотрудничать. В Ветхом завете «Брюсова» были 50 % людей из Петербурга, и они привнесли сюда питерской романтики. Здесь был свой принцип взаимодействия людей. Все заранее знали, что корабль могут закрыть, но продолжали здесь работать.

Первое время капитан корабля очень подозрительно на нас смотрел, потому что в 90-е тут было казино и каюты почасовой аренды, но потом он поверил, что мы будем создавать что-то совсем другое. Представляю, как грустно быть капитаном корабля, который не плавает.

Это место, куда надо было вести иностранцев в Москве, здесь было много туристов, им можно гордиться. На корабле проходило очень много образовательных проектов, обучали диджеингу и написанию музыки, проводили фестивали, посвященные изобразительному искусству, и всякие маркеты еды. Помимо постоянных резидентов, здесь были временные активности. Зимой жизнь на «Брюсове» замирала, трафик становился меньше, но и резидентам, кто оставался на зиму, понижали арендные ставки. Были и те, кто уходил перед холодами, проработав один сезон.

Важно понимать, что сейчас претензии прокуратуры не к проекту корабль «Брюсов» - не у нас проблемы, а у владельца судна. Мы - в России, поэтому я не сильно удивлен происходящему. Это русский бизнес, он так работает, я с подобным сталкивался в Петербурге. Там было место «Четверть», куда как-то приехали чуваки в кожаных курточках с битами и силой вывели арендаторов наружу.

Для многих людей это место стало своего рода стартом, оно им добавило энтузиазма. Какая-то часть проектов теперь перемещается на «Хлебозавод», остальные - не знаю. Я слышал такую информацию, что верхнюю палубу корабля спиливают и судно подтапливают, чтобы оно проплыло под мостом. Есть обида за то, что можно было это сделать в конце лета, а не перед началом сезона.

Дарья Кувшинникова

владелица ювелирного магазина «Форма & Содержание»

Прохожие боятся зайти сюда, думают, что корабль отчалит. Некоторые спрашивают, сколько стоят билеты

Нашему проекту четыре года, но три из них мы работали только онлайн. 21 апреля исполнился год, как мы открылись на «Брюсове». Но я решила отменить празднование, потому что наша история здесь заканчивается.

Я сама продаю украшения, работаю с 12:00 до 20:00 шесть дней в неделю. Одновременно в магазине работают два-три человека. Другие продавцы работают два через два. В свой выходной я все равно прихожу сюда.

Мы искали необычное место для магазина, потому что наши украшения ручной работы, они уникальны. Корабль меня буквально сразу пленил - на волнах, романтика. Рядом - Третьяковская галерея, летом до работы гуляла в парке «Музеон». Иногда я брала в аренду гироскутер или сегвей и ехала на них на обед.

На нижних палубах качка чувствуется сильнее. Морской болезни у меня нет, но поначалу после целого дня в магазине меня покачивало дома, особенно в душе. Хотя у меня не стояло задачи поддержать морскую тематику, я решила сделать все белым, сохранить в оформлении больше воздуха и света, чтобы было удобно рассматривать украшения.

Сюда постоянно заглядывают туристы, чувствуешь себя в аквариуме. При этом многие прохожие боятся зайти, думают, что корабль отчалит. Некоторые спрашивают, сколько стоят билеты. Раньше я тоже боялась сюда заходить, мне казалось, что это ресторан или вход сюда платный. Когда я все-таки заглянула, я испытала восторг: здесь было много творческих мастерских, и мне захотелось стать частью этого. Работать на корабле - статусно. Наш магазин много сотрудничает с европейцами, и они искренне восхищаются, когда я им рассказываю о расположении магазина.

Диана Мужанова

продавец-консультант в магазине одежды «Уста к устам»

Я работаю в «Уста к устам» на «Брюсове» несколько месяцев. До этого работала в магазинах сети в Петербурге, потом переехала в Москву. Мне нравится, что торговля проходит на корабле, это необычно и интересно. Хотя если убрать качку, то это обычный магазин с хорошим видом на реку. Когда проплывают катера, чувствуется, что корабль качается. Но я привыкла, и мне это не сильно мешает.

Я работаю на полставки с 12:00 до 21:00 два через два. В плохую погоду в день приходят человек 15–20. В будние дни до пяти часов вечера людей обычно мало, а вечером начинается движуха. В выходные здесь очень много народа, но я привыкла к большому потоку людей. Раз в два месяца нам выдают форму, то есть мы можем выбрать одежду из ассортимента магазина и оставить ее себе.

Я знаю почти всех сотрудников магазинов. На «Ламбаде» мы раздаем визитки, и горожане удивляются: многие даже не слышали про корабль «Брюсов». Однажды у нас была тут проверка, ходили серьезные дяди, соседей штрафовали. Однако о закрытии места я узнала из новостей. Мне грустно, но я продолжу работать в новом месте, куда мы переедем.

Алиса Васильева

соосновательница кофейни Mams & Paps

Если открыть окна и закрыть глаза, когда мимо проплывает корабль, то можно представить, что ты на море

Я на корабле уже два года, влюбилась в это место сразу. Друзья смеются надо мной, говорят, что ушла в Морфлот. Я работаю в кафе и бываю здесь практически каждый день, летом особенно. Бывало, приходилось работать и месяцами без выходных. Иногда здесь очереди в коридор, а зимой бывает и клиентский штиль. Тогда здесь по факту справляется один человек.

Большинство журавлей в оформлении я сделала сама. Некоторых сделали гости, которые хотели внести свой вклад в это место. Я им говорю: «Приходите навещать своих журавлей, они же ваши дети». Мне улыбаются самые хмурые люди. Те, кто торопятся, остаются болтать с нами на три часа. От их отклика и берутся силы.

Бывает, летом все заходят, говорят, что погода хорошая, а ты стоишь потный за барной стойкой около кофемашины, и тебе от нее печет. Но нет лучшего места для работы на летний период. Можно выйти проветриться на палубу, и сразу жить становится лучше. А если открыть окна и закрыть глаза, когда мимо проплывает корабль, то можно представить, что ты на море.

Когда здесь проходят техно-вечеринки Meduza, я остаюсь до утра. Потом сплю несколько часов и опять еду на работу. Здесь же хожу на показы хорошего кино.

На корабле собраны интересные проекты и люди, поэтому я не ищу ничего на стороне. С другими кафе мы дружим и не конкурируем. Когда заканчиваются стаканы, идем к грекам в «Сито» или к мексиканцам «На чили». Все, кто на корабле, - часть команды. Здесь царит дружная атмосфера, при встрече все обнимаются и желают друг другу хорошего дня.

Разговоры о закрытии корабля ходили с 14-го года. Но наш пиратский дух не давал этому свершиться, мы всегда избегали проблем. Сейчас нас лишают дома. Мы придумываем всей корабельной командой грандиозную программу на все майские праздники. 6 мая мы устраиваем общекорабельную вечеринку на верхней палубе.

Александр Конов

директор фонда имени Петра Кончаловского

Когда человека в первый раз покачивает, некоторые думают, что им сейчас будет плохо, хватаются за голову и за сердце. Но рисовать качка не мешает

В апреле наша школа отпраздновала год. Она все время существовала здесь. Корабль - потрясающее место, он идеально подходит для художественной деятельности, на палубе мы проводили множество пленэров. Не буду скромничать и скажу, что наша кают-компания - одно из лучших помещений на корабле. Мы сделали ремонт, немного переделали планировку, но самое главное - это наш оригинальный, фантастически красивый потолок.

Мы занимаемся здесь просвещением на постоянной основе. Работаем семь дней в неделю. Вложили в дело душу, много времени и денег. В штате школы работают два администратора и я, все преподаватели - приглашенные. Я бываю здесь практически каждый день по рабочим вопросам и получаю огромное удовольствие, когда вижу, как аудитория заполняется заинтересованным учениками: уникальное место работает очень эффективно. Люблю сюда приходить и в свободное время отдыхать на диване, наслаждаясь удивительной атмосферой.

В свое время я был начальником лаборатории на флагмане космического флота. Поэтому морская тема мне близка, порой я ностальгирую по тем временам. Некоторые предметы в нашей студии отражают корабельную романтику. Например, мы используем небольшие канаты, чтобы вешать картины.

Когда человека в первый раз начинает покачивать, он думает, что ему сейчас плохо, хватается за голову и за сердце. Но рисовать качка не мешает. У нас есть небольшая зона отдыха, а все стенды легко перемещаются в зависимости от того, что здесь проходит: лекция или практическое занятие. В какую сторону ни посмотри, можно сразу рисовать с натуры городские пейзажи. Летом мы часто проводим пленэры на палубе. На несколько часов огораживаем пространство ленточками и рисуем. Хотели скоро возобновить их, но случилось то, что случилось.

Конечно, на корабле есть недостатки. Например, иногда летом очень много народу. Бывает, что во время лекции на верхней палубе начинается шумная дискотека. Но конфликтов не было, у нас дружные арендаторы, и мы всегда идем навстречу друг другу.

Здесь отличное сообщество: по большей части наши российские бренды и производители, небольшие приятные кофейни. Я люблю гулять по кораблю, общаться с людьми. Здесь приятная молодежная среда.

Аренда на корабле даже дешевле, чем аренда такого же помещения на соседних улицах. Это связано с рисками: нас еще при въезде предупредили, что есть проблема с пролонгацией договора. Мы переедем в бывшую мастерскую Петра Кончаловского на Большой Садовой. Там помещение меньше, поэтому, безусловно, наша школа будет вынуждена сократить количество курсов.

«Валерий Брюсов», судя по всему, был веселым местом, и мне немного жаль, что не удалось застать прежние времена. По мысли австрийских судостроителей - комфортабельный теплоход, приспособленный к русским зимам, с кинозалом, гигантским рестораном и роскошной кают-компанией. Он приплыл в Москву в рамках одной госзакупки перестроечных времен, но последнюю часть жизни провел на приколе у Крымской набережной - грязноватый и вечный, как сугроб на обочине. Шли годы, кинозал переделали в казино, корейские соленья в ресторане менялись местами с суши, в баре появились пилоны, каюты сдавались по часам . Некоторые номера в московском лав-отеле на воде были оформлены с выдумкой: имелся и ковбойский, и с галлюциногенными зеркалами, и с чучелом зебры. В столе находок плесневела куча забытых паспортов и разного рода удостоверений: представлены были не только все регионы России, но и бывшие союзные республики.

Фотография: Иван Ерофеев

Я попала на теплоход в апреле, когда побитые временем кроватки уже превратились в гору дров: посудину было решено превратить в культурное место отдыха на воде. Дирижировали этим люди, не переступившие еще рубеж тридцатилетия - и одинаково далекие и от речных промыслов, и от Сергея Капкова, и от торгово-ресторанной сферы.


Фотография: Иван Ерофеев

Все это было похоже на авантюру, авантюрой же и являлось. «Брюсовым» управляет Московское речное пароходство, это частная компания, которая договорилась с владельцем дизайн-завода «Флакон» о том, что его команда попробует превратить теплоход в достойного соседа для резко похорошевших парка «Музеон» и Крымской набережной. Дело осложнялось тем, что право аренды дебаркадера действует до конца 2016 года, но уже этой весной Собянин решил навести порядок на Москве-реке и демонтировать все прилипшие к ней утлые суденышки. Мэрия цитировала экспертов, которые напоминали, что «чужеродные объекты антропогенного происхождения оказывают негативное влияние на акваторию». Трудно сказать, планировал ли Собянин вернуть реке рыб, но уборку в аквариуме начал.


  • Капитан «Брюсова» Андрей Николаевич оценивает работу дизайнера Алексея Онацко и всей новой команды «в целом позитивно; энергичные ребята»

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Оригинальная люстра «Брюсова»: лампочки выписали с единственного немецкого завода, который такие до сих пор производит

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Солнечная палуба - одно из лучших пространств «Брюсова», оно принадлежит всем

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Помимо прочего, на «Брюсове» можно просто загорать с книжкой

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Главные люди «Брюсова» разбивают шампанское в честь открытия

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Лестничные проемы обиты медью: так было всегда

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Скамейки на теплоходе напоминают сиденья бюро Wowhaus, установленные на Крымской набережной, - это сделано специально, чтобы сохранить общую логику пространства

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Мария Олейникова на теплоходе занималась декорациями и вообще служила музой

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Оснащение теплохода удивительным образом не вышло из строя до сих пор

    Фотография: Иван Ерофеев

  • Капитан утверждает, что если в «Брюсов» снова поставить двигатель - он поплывет

    Фотография: Иван Ерофеев

  • К сентябрю теплоход должен заполниться арендаторами на 80 процентов

    Фотография: Иван Ерофеев

Задача перед командой «Брюсова» стояла трудная: придумать теплоходу новую мифологию и дизайн, сохранить ценные оригинальные детали, навести красоту в общественных зонах, сдать трюмы и каюты близким по духу лавочкам, кафе и творческим бюро - и объяснить арендаторам, что все это могут снести до конца года. Департамент культуры эту историю не поддерживал. Действовали более-менее вчетвером. Алексей Капитанов из «Флакона» отвечал за бизнес - но был вынужден освоить несколько новых ремесел и терминов. Например, «Брюсова» время от времени потряхивает: Капитанов объясняет, что все дело в метровом скачке волны: когда прогулочные кораблики Radisson хоть немного превышают скорость, река вместе со всем содержимым начинает волноваться. Алексей Онацко и Мария Олейникова из объединения Dreamers United живут между Петебургом и Москвой и делают много чего: от лесных рейвов и балов в особняке фон Бисмарка в Петербурге до сферы Yeti Snow Station в Крылатском и сценографии концертов вроде Kings of Convenience в «Зеленом театре». Теперь им нужно было перекроить корабль из борделя в нечто удивительное - не похожее ни на «Флакон», ни на парк Горького в базарный день. Максим Левитин работал в крошечном книжном издательстве Lamartis , выпускающем книги по таким технологиям, словно ни XX, ни XXI век еще не наступили, взялся за общение с внешним миром. Хотя в брюхе «Брюсова» нет двигателя, по правилам речного регистра здесь всегда должны быть капитан, электромеханик, матрос и моторист - они поначалу наблюдали за новой командой с прищуром.


Фотография: Иван Ерофеев

Спустя три месяца все те же люди, включая капитана и матроса, только изрядно истощавшие, разбили бутылку шампанского о борт и позвали всех на открытие. Вышло, кажется, грандиозно.

Что в «Брюсове» такого особенного? Во-первых, виды. Из кругляшей-иллюминаторов открываются довольно неожиданные панорамы, где и памятник Петру, и храм Христа Спасителя - и даже «Красный Октябрь» выглядит как-то по новому. Во-вторых, корабельный антураж спасает все: заниматься по утрам йогой на вощеной палубе с видом на воду, парк и спасательные шлюпки (а здесь уже есть такое, причем бесплатно) всяко приятнее, чем даже в парке. Здесь действительно сохранилось много благородного старья: приборные доски из пожелтевшего пластика, раздвижные двери, как из фильмов про шпионов во время холодной войны, обитые латунью лестничные проемы и странные светильники. В-третьих, здесь придумана вполне симпатичная модель: взять в аренду каюту-другую может позволить себе как корпорация Adidas, которая 7 августа открывает здесь концепт-стор

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх