В какой стране находится город ленинабад. История худжанда

Располагается второй по величине город страны ― Худжанд. Наравне с Самаркандом и Бухарой этот город был центром культуры и науки Центральной Азии. Поселение на месте современного Худжанда было основано еще во времена царя Кайкубода, правившего в VI веке до нашей эры. Своего расцвета город достиг при персидском царе Дарии. После завоевания Центральной Азии Александром Македонским город получил название Александрия Крайняя . По возрасту этот город может посоперничать с такими великими столицами мира, как Париж или Рим. В 1986 году Худжанд отметил свое 2500-летие.

Сегодня Худжанд является крупнейшим промышленным, транспортным, научным и культурным центром Таджикистана. В городе находится крупнейший в республике шелкокомбинат. Кроме того, здесь располагается Худжандский государственный университет, в котором обучается более 10 000 студентов не только из Таджикистана, но и соседних стран.

Древний Худжанд предпочитают посещать настоящие ценители истории и культуры Центральной Азии.

Регион
Таджикистан

Количество населения

182 000 человек (на 2012 год)

VII-VI века до н. э.

Плотность населения

63,8 чел/км 2

Часовой пояс

Почтовый код

Международный телефонный код

Климат и погода

На формирование климата Худжанда огромное влияние оказывают южно-каспийский, верхнеамударьинский и мургабский циклоны, которые определяют смену погоды, ее характер и количество осадков.

Средняя температура воздуха в Худжанде составляет примерно +16 °C. Летом воздух прогревается до отметки +30 °C, а зимой столбик термометра может опускаться до 0…-2 °C. Среднегодовое количество осадков составляет примерно 150 мм. Интересно, что в течение года наблюдается неравномерное выпадение дождей. Чаще всего осадки отмечаются в марте и апреле, а лето в Худжанде обычно сухое.

Наилучшим временем для посещения великолепного Худжанда называют апрель ― июнь, когда температура воздуха принимает оптимальные для адаптации значения, а редкие и непродолжительные дожди не помешают насладиться отдыхом.

Природа

Величественный Худжанд раскинулся на живописных берегах реки Сырдарьи. К слову, Худжанд является единственным городом в Таджикистане , который расположен на крупной реке. Ферганская долина , где находится город, славится своей неповторимой природой. Из Худжанда можно увидеть и величественные горы, и безмятежные воды Сырдарьи, и обильно цветущие луга вблизи города, и плодородные виноградники. Сам город напоминает вечно зеленый сад, благодаря многочисленным паркам и скверам, которые спасают горожан от знойной жары летом.

Луга Ферганской долины покрыты душистыми маками, эдельвейсами и дикими ирисами. Здесь обитают мелкие грызуны и сурки, которые становятся добычей для хищных птиц (орлов, соколов). Воды реки Сырдарьи богаты на рыбу. Среди распространенных здесь видов ― сом, форель, маринка, белый амур.

Достопримечательности

Древний Худжанд поражает огромным количеством отлично сохранившихся исторических достопримечательностей. Наибольшее внимание привлекает Худжандская крепость , которая считалась основной составной частью фортификационного комплекса города. Датой основания крепости считается V век до н.э. Развитие экономики и торговли привели к разрастанию города. И уже в средневековье Худжанская крепость считалась самой укрепленной во всей Средней Азии. Однако после нашествия Чингисхана и его войска самое главное оборонительное сооружение Худжанда было разрушено. По сообщениям историков, уже в конце XV века Худжандская крепость была восстановлена и использовалась как резиденция местных правителей.

Для многих мусульман-паломников главной достопримечательностью в городе является мечеть Масджижи Джами , построенная в 1512-1513 годах. Приковывает взгляд неповторимая изразцовая облицовка фасада, дополненная уникальными резными панно.

Из архитектурных памятников средневековья неплохо сохранился мавзолей шейха Муслихиддина , которого местные жители считают святым и духовным покровителем города.

На площади Звезды Худжанда располагается памятник великому поэту Таджикистана Камолу Худжанди , установленный в 1996 году в честь 675-летия со дня его рождения.

Ознакомится с богатой историей и культурой древнего Худжанда можно в городском музее, где представлена обширная экспозиция редких артефактов, найденных на территории города.

Питание

Все приезжающие в Худжанд туристы могут сполна насладиться неповторимой кухней Таджикистана. Самыми популярными заведениями общественного питания не только у иностранных гостей города, но и у местных жителей считаются чайхана «Камоли Худжанди », ресторан «Зайтун » и кафе «Хони Худжанд ». Здесь в меню представлены самые знаменитые таджикские блюда, такие как кабоб, угро-плов, шашлык, голубцы, каурдак . Кроме популярных мясных блюд в Худжанде местные жители очень любят рыбные блюда. Они отдают свое предпочтение жареной или запеченной форели.

Конечно же, ни одно застолье не обходится без традиционной таджикской выпечки. В городских ресторанах можно не только насладиться великолепным вкусом хвороста, самбусы и различных лепешек, но и увидеть сам процесс приготовления. Многих туристов приводит в неописуемый восторг такое занимательное зрелище.

Некоторые иностранные гости Худжанда будут очень удивлены, когда заказанный ими десерт принесут не под конец трапезы, а в самом ее начале. Для города, да и Таджикистана в целом, это традиция. Местные жители привыкли употреблять фрукты, напитки и сладости как до, так и после еды. Самой популярной сладостью в Худжанде считается халва. Как правило, в ресторанах ее заказывают только иностранцы. Местные жители уже научились готовить ее в домашних условиях.

Конечно же, во всех ресторанах и кафе города можно попробовать знаменитый таджикский зеленый чай, заправленный молоком, сливочным маслом и солью. Стоит отметить, что иностранные гости не решаются испить такой экзотический напиток. Они ограничиваются привычным чаем, заваренным на чистой воде.

Цены в ресторанах Худжанда вас приятно удивят. В небольшом кафе среднего уровня сытный обед обойдется всего в 6 $. А за ужин вместе со спиртным в ресторане классом повыше придется заплатить от 10 $ до 15 $.

Проживание

В гостеприимном Худжанде представлен довольно широкий выбор отелей и гостиниц, где можно остановиться иностранным гражданам. Правда, высококлассных пятизвездочных отелей вы здесь не найдете. Многие гости города решают остановиться в гостиницах «Тавхид », «Ватан » и СУГД . Эти отели по уровню обслуживания и качеству оказываемых услуг соответствуют 4-м «звездам». К услугам постояльцев предоставляются просторные номера с набором необходимой для комфортного пребывания мебели и техники. В каждой комнате присутствует отдельный санузел, набор мягкой мебели, телевидение, кондиционер. Стоимость проживания в подобных отелях колеблется от 100 $ до 150 $ за сутки.

Большой популярностью среди иностранных туристов пользуются довольно комфортабельные хостелы и гестхаусы. Номера в таких заведениях выглядят несколько скромнее, чем в предыдущих отелях, зато стоимость проживания в этих гостиницах значительно меньше — от 30 до 50 $ за сутки. Стоит отметить, что перед приездом в Худжанд необходимо заранее узнавать о наличии холодной воды в гостиницах города, а также о возможности ее подогрева. Очень многие отели не могут обеспечить постояльцев водопроводной водой, а о наличии бойлера и говорить нечего.

Развлечения и отдых

Основным видом развлечений в Худжанде многие побывавшие там туристы называют посещение древних сооружений и строений города. Помимо исторических достопримечательностей, туристические компании Худжанда предлагают своим клиентам несколько видов активных туров. Рядом с Худжандом располагается известное Кайраккумское водохранилище , или Таджикское море, как называют его местные жители. Здесь можно заняться виндсерфингом, совершить прогулку на катере и весельной лодке. Многих туристов привлекает богатая рыбалка на водохранилище. Самым почетным трофеем здесь считается форель и сом.

Вблизи Худжанда располагается район Ак-Су , который считается одним из самых любимых мест альпинистов во всем Таджикистане.

Молодежь, приезжающая в удивительный Худжанд, будет приятно удивлена большим количеством ночных заведений в городе, многие из которых открыты до самого утра. Здесь можно прекрасно провести время в ресторанах, кафе, ночных барах и клубах.

Покупки

Одной из главных достопримечательностей Худжанда считается знаменитый городской базар «Панчшанбе », который является одним из самых крупных крытых рынков на территории Центральной Азии. Название рынка переводится как «четверг». Именно в этот день, как и много столетий назад, проводится большая торговля. Только на этом базаре можно прочувствовать весь колорит городской жизни в Таджикистане . «Панчшанбе» привлекает посетителей своей красочностью, необычными запахами, обилием разнообразных овощей и фруктов, которые продаются круглый год.

Кроме того, здесь можно приобрести такие популярные таджикские сувениры, как шелковые изделия, шали, шарфы, вышивку, текстиль. Традиционно многие туристы отдают предпочтение роскошным, расшитым шелком коврам, а также предметам национальной одежды (тюбетейки, ватные халаты, пояса и платья). Теплые изделия из шерсти памирских яков можно приобрести как на базаре, так и в специализированном магазине в центре города. Конечно же, ни одна настоящая женщина не пройдет мимо оригинальных многоярусных таджикских украшений. Серьги, ожерелья и браслеты считаются одними из самых раскупаемых сувениров. Стоит отметить, что все эти сувениры можно приобрести не только на базаре «Панчшанбе», но и в небольших торговых палатках, разбросанных по всему городу.

Транспорт

Общественный транспорт Худжанда представлен только маршрутками. Совсем недавно многочисленные автобусные и троллейбусные маршруты были упразднены из-за сильной изношенности подвижного состава и очень частого отключения электроэнергии. Стоимость поездки в маршрутном такси не превышает и 0,3 $, а огромное количество организованных маршрутов охватывает абсолютно весь город.

Иностранцы предпочитают пользоваться частным такси. Стоимость одной поездки в такси несколько превышает цену на билеты в общественном транспорте, однако, уровень комфорта куда выше. В Худжанде можно арендовать машину вместе с водителем, который будет в вашем распоряжении целый день всего за 50 $.

Поскольку Худжанд является крупным промышленным центром Таджикистана, сюда была проведена железная дорога. Стоит отметить, что из города организованы международные пассажирские перевозки в Киргизию и Узбекистан.

Вблизи от Худжанда, всего в 11 километрах, располагается крупный аэропорт Худжанд , который получил статус международного. Авиарейсы в города Узбекистана, Киргизии, Китая, России и других стран мира обслуживаются государственной компанией «Таджикские авиалинии». Кроме международных рейсов компания обеспечивает перелеты и во внутреннем сообщении.

Связь

Система связи в Худжанде сегодня развита достаточно слабо. Еще с советских времен на улицах города остались старые телефоны-таксофоны, с которых можно позвонить в другой город Таджикистана . Для осуществления международного разговора необходимо обратиться в почтовое отделение. Стоимость одной минуты такого звонка обойдется примерно в 1 $, если разговор будет организован со странами Азии или с США. Зато за звонок в страны СНГ можно заплатить всего 0,3 $ за минуту разговора.

В последнее время большую популярность среди местного населения получила сотовая связь. Правда, стоимость услуг мобильных операторов в городе достаточно дорогая. Минута разговора по мобильному телефону превышает 0,4 $, а само подключение обойдется примерно в 20 $.

В Худжанде есть несколько крупных интернет-кафе, предоставляющих практически все существующие сетевые услуги. Интересно, что воспользоваться услугами всемирной паутины можно всего за 1 $ в час. Крупные гостиницы и отели города также предоставляют возможность работы с интернетом.

Безопасность

Уровень безопасности в Худжанде позволяет гостям чувствовать себя спокойно и уверенно на улицах города. Серьезные правонарушения в городе практически не фиксируются. И все же местные органы правопорядка настоятельно рекомендуют не выходить на улицы города в темное время суток одному. Кроме того, в последнее время повысился уровень карманных краж. Поэтому при посещении мест большого скопления людей желательно оставлять ценные вещи и крупные суммы денег в гостинице.

Врачи Худжанда советуют кипятить водопроводную воду перед употреблением. Это предостережение связано с участившимися случаями холеры и дизентерии. По этой же причине обязательно стоит тщательно мыть овощи и фрукты, приобретенные на местных базарах и в магазинах.

Для въезда в Худжанд необходимо проведение некоторых обязательных прививок, поскольку в этом районе отмечены частые случаи заболевания гепатитом А и Е, холерой и дифтерией.

Бизнес-климат

Крупный промышленный центр Худжанд представляет огромный интерес для иностранных инвесторов. Многие бизнесмены видят в городе множество объектов, которые требуют вложения значительных денежных средств. Это могут быть как промышленные предприятия, так и элементы туристической инфраструктуры, которая стала объектом пристального внимания в последнее время, когда резко вырос интерес иностранных туристов к культурным и историческим достопримечательностям Худжанда. Стоит отметить, что недавно принятые парламентом изменения в законодательных актах значительно упрощают открытие на территории страны совместных предприятий. Кроме того, существенно снижены налоговые ставки для инвесторов, вкладывающих деньги в промышленность города.

Недвижимость

Удачное географическое положение, мягкий климат, богатая история, огромное количество культурных достопримечательностей делают недвижимость Худжанда очень привлекательной для покупки иностранными гражданами. Благо в Таджикистане не существует особых ограничений на продажу жилья иностранным резидентам. Правда, стоимость недвижимости в Худжанде для граждан других стран значительно отличается от той, по которой осуществляется продажа местным жителям. Например, для приобретения небольшой квартиры придется подготовить около 50 000 $. А жилье в пригороде Худжанда обойдется примерно в 35 000 $.

Сегодня большой спрос на квартиры существует на рынке арендного жилья. Для того чтобы в Худжанде снять на один месяц квартиру, необходимо подготовить около 500 $.

Безопасный и полный впечатлений отдых в Худжанде требует от иностранных туристов выполнения нескольких важных правил. Как и в любом мусульманском городе, в Худжанде необходимо придерживаться основных норм морали. Публичные выражения чувств, поцелуи, неподобающая одежда вызовут у местного населения неодобрение.

Покупка сувенирной продукции в Худжанде должна сопровождаться торгом. Местные жители очень любят этот процесс. Они даже готовы предоставить существенные скидки на свой товар тому, кто будет рьяно торговаться. Стоит отметить, что расчет за покупку осуществляется только в национальной валюте — сомони. Обменивать иностранные деньги необходимо в государственных обменных пунктах или в отделении банка. Обязательно помните, что вывозить за границу минералы, драгоценные камни, золото можно только после получения специального разрешения и обязательного декларирования. Вывозить сомони категорически нельзя.

В каждом городе Таджикистана, в том числе и в Худжанде, необходимо обязательно зарегистрироваться после приезда. Регистрация осуществляется прямо в гостинице. Стоит заметить, что большинство отелей производят ее платно: за оформление необходимых документов с вас попросят 15 $.

Высота НУМ Официальный язык Население Агломерация Национальный состав Конфессиональный состав Названия жителей

худжанди́

Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Официальный сайт Награды

Худжа́нд (тадж. Хуҷанд , от согд. kwc"nth , перс. خجند ‎, также известен как Ходжент , Ленинаба́д , др.-греч. Ἀλεξάνδρεια Ἐσχάτη , Александрия Эсхата) - город на севере Таджикистана , административный центр Согдийской области .

Название

Современное русское название города - Худжанд , иногда транслитерируется как Ходжент или Худжант .

Постановлением Верховного Совета Таджикской ССР № 246 от 26 февраля 1991 года городу возвращено историческое название.

Транспорт

Население

Худжанд - второй по населению город Таджикистана после Душанбе . На 1 января 2016 в нём проживало 175 400 человек. .

По переписи населения 1897 года 28 431 жителей города указали в качестве родного таджикский язык, 595 - узбекский, 305 - сартский, 458 - русский . Худжандская агломерация с населением 884 900 человек .

География и климат

Худжанд расположен на берегах Сырдарьи , ниже Кайраккумского водохранилища , в 35 км выше узбекистанского Бекабада , на территории Ферганской долины , между отрогами Туркестанского хребта на юге и горами Моголтау на севере.

Город расположен в 200 км к северо-востоку от Душанбе (по дороге - 300 км).

Климат

Цитата из Санкт-Петербургских ведомостей, 1868 (№ 215, 219):

«…Ходжент расположен на берегу отличной многоводной Сырдарьи и со всех сторон окружен горами, по скатам которых зеленеют роскошные сады, а все это вместе - вода, горы и растительность летом, при здешней жаре и засухах, дает воздуху благоприятную свежесть и чистоту, зимой же умеренность. …Ходжент весь окружен великолепными садами, которых здесь больше, чем в других местностях области. Все эти сады фруктовые, плоды растут здесь в удивительном изобилии и ими снабжаются окрестные города… »

Худжанд был родиной известных астрономов, математиков, врачей, историков, поэтов, музыкантов. Один из них Абумахмуд Худжанди - основатель местной астрономической школы. «Соловьем Худжанда» называли в XIV веке Камола Худжанди - автора знаменитых газелей. Столь же популярной в средние века была выдающаяся поэтесса, музыкант и танцовщица Махасти . В XIX веке в Худжанде вели активную просветительную работу такие деятели культуры, как Тошходжа Асири , Содирхон Хафиз , Ходжи Юсуф .

В Российской империи

24 мая 1866 года город был занят русской армией и вошел в состав Российской империи (см. Среднеазиатские владения Российской империи). Вхождение в состав империи центра густонаселенной, имевшей богатые экономические ресурсы округи, важнейшего узла дорог между Ферганской долиной , Ташкентским оазисом и Зеравшанской долиной , крупного торгового пункта, открыло новые возможности для развития Худжанда.

Город являлся административным центром Ходжентского уезда Самаркандской области .

В июле 1916 году в городе началось среднеазиатское восстание .

В СССР

В начале 1918 года в городе была установлена Советская власть, 2 октября 1929 года он был включён в состав Таджикской ССР , а 10 января 1936 года город был переименован в Ленинабад (в честь В. И. Ленина). В 1941 г. в Ленинабаде размещался , который являлся вузом Наркомзема СССР и имел почтовый адрес : город Ленинабад, Красная улица, дом № 25.

В послевоенный период Ленинабад превратился в крупнейший после Душанбе промышленный и культурный центр Таджикистана. Промышленность города стала многоотраслевой, оснащенной передовой отечественной и зарубежной техникой, в городе действовал шёлкокомбинат - одно из крупнейших предприятий республики. В 1991 году десятки предприятий города производили за сутки столько же промышленной продукции, сколько во всем дореволюционном Таджикистане за год. Ткани шелкокомбината отправлялись в 450 городов СССР и в зарубежные страны.

Начиная с 60-х годов Ленинабад активно расширяет свои границы. Город шагнул на правый берег Сырдарьи, перекинув через неё два моста.

В 1970 году в Ленинабаде было пущено троллейбусное движение .

За годы Советской власти коренные преобразования произошли в области здравоохранения. К 1991 году в городе насчитывалось 40 лечебных и профилактических учреждений, в которых работало около 2,5 тыс. врачей и специалистов с высшим и средним мед. образованием.

Крупные изменения произошли в области народного образования. В 1991 в городе действовали 30 школ, в которых обучались около 30 тысяч учащихся.

В 1986 году город отметил юбилей - 2500-летие со времени основания. В связи с этим Указом Президиума Верховного Совета СССР город Ленинабад был награждён орденом Дружбы народов .

Современный Таджикистан

Состоявшаяся во дворце Арбоб в 10 км от Худжанда в ноябре 1992 года XVI сессия Верховного Совета, восстановила конституционный строй в республике и избрала председателем Верховного Совета Э. Ш. Рахмонова .

Культура, образование

Театр. Историко-краеведческий, археологический музей, парк в честь поэта Камол Худжанди , который включает в себя мавзолей и дом-музей поэта.

В 1932 году был открыт Педагогический институт, где училось всего 26 человек. Сегодня на 16 факультетах этого вуза, преобразованного в 1991 году в Худжандский государственный университет , учатся более 10 тысяч студентов . В 2010 году открыт .

Достопримечательности

Средневековая цитадель, мечеть-мавзолей шейха Муслихиддина (XVII-XVIII вв.), православная церковь Марии Магдалины - самый старый на территории Таджикистана православный храм, построенный в 1884 году на средства московского купца Хлудова. Памятник уроженцу города поэту Камолу Худжанди .

Музей-крепость военачальника Темурмалика , оказавшего ожесточённое сопротивление Чингизхану.

Города-побратимы

Напишите отзыв о статье "Худжанд"

Примечания

  1. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. (рус.) (01.01.2015). Проверено 3 июля 2015.
  2. Таджикистан // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2009 г. ; гл. ред. Г. В. Поздняк . - М . : ПКО «Картография»: Оникс, 2010. - С. 116. - ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография). - ISBN 978-5-488-02609-4 (Оникс).
  3. Словарь географических названий СССР / ГУГК , . - 2-е изд., перераб. и доп. - М . : Недра, 1983. - С. 141.
  4. Советабад // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  5. О местонахождении Александрии Эсхата см. также статью Антиохия Заяксартская .

Ссылки

  • БСЭ :
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Худжанд

Наполеон, несмотря на то, что ему более чем когда нибудь, теперь, в 1812 году, казалось, что от него зависело verser или не verser le sang de ses peuples [проливать или не проливать кровь своих народов] (как в последнем письме писал ему Александр), никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его (действуя в отношении себя, как ему казалось, по своему произволу) делать для общего дела, для истории то, что должно было совершиться.
Люди Запада двигались на Восток для того, чтобы убивать друг друга. И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны: укоры за несоблюдение континентальной системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного мира, и любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностью приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием достижения мира и которые только уязвляли самолюбие той и другой стороны, и миллионы миллионов других причин, подделавшихся под имеющее совершиться событие, совпавших с ним.
Когда созрело яблоко и падает, – отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясет его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?
Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие. И тот ботаник, который найдет, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав, и так же не прав, как и тот ребенок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пошел в Москву потому, что он захотел этого, и оттого погиб, что Александр захотел его погибели: как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упала оттого, что последний работник ударил под нее последний раз киркою. В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименований событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием.
Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно.

29 го мая Наполеон выехал из Дрездена, где он пробыл три недели, окруженный двором, составленным из принцев, герцогов, королей и даже одного императора. Наполеон перед отъездом обласкал принцев, королей и императора, которые того заслуживали, побранил королей и принцев, которыми он был не вполне доволен, одарил своими собственными, то есть взятыми у других королей, жемчугами и бриллиантами императрицу австрийскую и, нежно обняв императрицу Марию Луизу, как говорит его историк, оставил ее огорченною разлукой, которую она – эта Мария Луиза, считавшаяся его супругой, несмотря на то, что в Париже оставалась другая супруга, – казалось, не в силах была перенести. Несмотря на то, что дипломаты еще твердо верили в возможность мира и усердно работали с этой целью, несмотря на то, что император Наполеон сам писал письмо императору Александру, называя его Monsieur mon frere [Государь брат мой] и искренно уверяя, что он не желает войны и что всегда будет любить и уважать его, – он ехал к армии и отдавал на каждой станции новые приказания, имевшие целью торопить движение армии от запада к востоку. Он ехал в дорожной карете, запряженной шестериком, окруженный пажами, адъютантами и конвоем, по тракту на Позен, Торн, Данциг и Кенигсберг. В каждом из этих городов тысячи людей с трепетом и восторгом встречали его.
Армия подвигалась с запада на восток, и переменные шестерни несли его туда же. 10 го июня он догнал армию и ночевал в Вильковисском лесу, в приготовленной для него квартире, в имении польского графа.
На другой день Наполеон, обогнав армию, в коляске подъехал к Неману и, с тем чтобы осмотреть местность переправы, переоделся в польский мундир и выехал на берег.
Увидав на той стороне казаков (les Cosaques) и расстилавшиеся степи (les Steppes), в середине которых была Moscou la ville sainte, [Москва, священный город,] столица того, подобного Скифскому, государства, куда ходил Александр Македонский, – Наполеон, неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям, приказал наступление, и на другой день войска его стали переходить Неман.
12 го числа рано утром он вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковисского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали: «Vive l"Empereur! [Да здравствует император!] – и одни за другими, не истощаясь, вытекали, всё вытекали из огромного, скрывавшего их доселе леса и, расстрояясь, по трем мостам переходили на ту сторону.
– On fera du chemin cette fois ci. Oh! quand il s"en mele lui meme ca chauffe… Nom de Dieu… Le voila!.. Vive l"Empereur! Les voila donc les Steppes de l"Asie! Vilain pays tout de meme. Au revoir, Beauche; je te reserve le plus beau palais de Moscou. Au revoir! Bonne chance… L"as tu vu, l"Empereur? Vive l"Empereur!.. preur! Si on me fait gouverneur aux Indes, Gerard, je te fais ministre du Cachemire, c"est arrete. Vive l"Empereur! Vive! vive! vive! Les gredins de Cosaques, comme ils filent. Vive l"Empereur! Le voila! Le vois tu? Je l"ai vu deux fois comme jete vois. Le petit caporal… Je l"ai vu donner la croix a l"un des vieux… Vive l"Empereur!.. [Теперь походим! О! как он сам возьмется, дело закипит. Ей богу… Вот он… Ура, император! Так вот они, азиатские степи… Однако скверная страна. До свиданья, Боше. Я тебе оставлю лучший дворец в Москве. До свиданья, желаю успеха. Видел императора? Ура! Ежели меня сделают губернатором в Индии, я тебя сделаю министром Кашмира… Ура! Император вот он! Видишь его? Я его два раза как тебя видел. Маленький капрал… Я видел, как он навесил крест одному из стариков… Ура, император!] – говорили голоса старых и молодых людей, самых разнообразных характеров и положений в обществе. На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе.
13 го июня Наполеону подали небольшую чистокровную арабскую лошадь, и он сел и поехал галопом к одному из мостов через Неман, непрестанно оглушаемый восторженными криками, которые он, очевидно, переносил только потому, что нельзя было запретить им криками этими выражать свою любовь к нему; но крики эти, сопутствующие ему везде, тяготили его и отвлекали его от военной заботы, охватившей его с того времени, как он присоединился к войску. Он проехал по одному из качавшихся на лодках мостов на ту сторону, круто повернул влево и галопом поехал по направлению к Ковно, предшествуемый замиравшими от счастия, восторженными гвардейскими конными егерями, расчищая дорогу по войскам, скакавшим впереди его. Подъехав к широкой реке Вилии, он остановился подле польского уланского полка, стоявшего на берегу.
– Виват! – также восторженно кричали поляки, расстроивая фронт и давя друг друга, для того чтобы увидать его. Наполеон осмотрел реку, слез с лошади и сел на бревно, лежавшее на берегу. По бессловесному знаку ему подали трубу, он положил ее на спину подбежавшего счастливого пажа и стал смотреть на ту сторону. Потом он углубился в рассматриванье листа карты, разложенного между бревнами. Не поднимая головы, он сказал что то, и двое его адъютантов поскакали к польским уланам.
– Что? Что он сказал? – слышалось в рядах польских улан, когда один адъютант подскакал к ним.
Было приказано, отыскав брод, перейти на ту сторону. Польский уланский полковник, красивый старый человек, раскрасневшись и путаясь в словах от волнения, спросил у адъютанта, позволено ли ему будет переплыть с своими уланами реку, не отыскивая брода. Он с очевидным страхом за отказ, как мальчик, который просит позволения сесть на лошадь, просил, чтобы ему позволили переплыть реку в глазах императора. Адъютант сказал, что, вероятно, император не будет недоволен этим излишним усердием.
Как только адъютант сказал это, старый усатый офицер с счастливым лицом и блестящими глазами, подняв кверху саблю, прокричал: «Виват! – и, скомандовав уланам следовать за собой, дал шпоры лошади и подскакал к реке. Он злобно толкнул замявшуюся под собой лошадь и бухнулся в воду, направляясь вглубь к быстрине течения. Сотни уланов поскакали за ним. Было холодно и жутко на середине и на быстрине теченья. Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто держась за гриву. Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали. Когда вернувшийся адъютант, выбрав удобную минуту, позволил себе обратить внимание императора на преданность поляков к его особе, маленький человек в сером сюртуке встал и, подозвав к себе Бертье, стал ходить с ним взад и вперед по берегу, отдавая ему приказания и изредка недовольно взглядывая на тонувших улан, развлекавших его внимание.
Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения. Он велел подать себе лошадь и поехал в свою стоянку.
Человек сорок улан потонуло в реке, несмотря на высланные на помощь лодки. Большинство прибилось назад к этому берегу. Полковник и несколько человек переплыли реку и с трудом вылезли на тот берег. Но как только они вылезли в обшлепнувшемся на них, стекающем ручьями мокром платье, они закричали: «Виват!», восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми.
Ввечеру Наполеон между двумя распоряжениями – одно о том, чтобы как можно скорее доставить заготовленные фальшивые русские ассигнации для ввоза в Россию, и другое о том, чтобы расстрелять саксонца, в перехваченном письме которого найдены сведения о распоряжениях по французской армии, – сделал третье распоряжение – о причислении бросившегося без нужды в реку польского полковника к когорте чести (Legion d"honneur), которой Наполеон был главою.
Qnos vult perdere – dementat. [Кого хочет погубить – лишит разума (лат.) ]

Русский император между тем более месяца уже жил в Вильне, делая смотры и маневры. Ничто не было готово для войны, которой все ожидали и для приготовления к которой император приехал из Петербурга. Общего плана действий не было. Колебания о том, какой план из всех тех, которые предлагались, должен быть принят, только еще более усилились после месячного пребывания императора в главной квартире. В трех армиях был в каждой отдельный главнокомандующий, но общего начальника над всеми армиями не было, и император не принимал на себя этого звания.
Чем дольше жил император в Вильне, тем менее и менее готовились к войне, уставши ожидать ее. Все стремления людей, окружавших государя, казалось, были направлены только на то, чтобы заставлять государя, приятно проводя время, забыть о предстоящей войне.
После многих балов и праздников у польских магнатов, у придворных и у самого государя, в июне месяце одному из польских генерал адъютантов государя пришла мысль дать обед и бал государю от лица его генерал адъютантов. Мысль эта радостно была принята всеми. Государь изъявил согласие. Генерал адъютанты собрали по подписке деньги. Особа, которая наиболее могла быть приятна государю, была приглашена быть хозяйкой бала. Граф Бенигсен, помещик Виленской губернии, предложил свой загородный дом для этого праздника, и 13 июня был назначен обед, бал, катанье на лодках и фейерверк в Закрете, загородном доме графа Бенигсена.
В тот самый день, в который Наполеоном был отдан приказ о переходе через Неман и передовые войска его, оттеснив казаков, перешли через русскую границу, Александр проводил вечер на даче Бенигсена – на бале, даваемом генерал адъютантами.
Был веселый, блестящий праздник; знатоки дела говорили, что редко собиралось в одном месте столько красавиц. Графиня Безухова в числе других русских дам, приехавших за государем из Петербурга в Вильну, была на этом бале, затемняя своей тяжелой, так называемой русской красотой утонченных польских дам. Она была замечена, и государь удостоил ее танца.
Борис Друбецкой, en garcon (холостяком), как он говорил, оставив свою жену в Москве, был также на этом бале и, хотя не генерал адъютант, был участником на большую сумму в подписке для бала. Борис теперь был богатый человек, далеко ушедший в почестях, уже не искавший покровительства, а на ровной ноге стоявший с высшими из своих сверстников.
В двенадцать часов ночи еще танцевали. Элен, не имевшая достойного кавалера, сама предложила мазурку Борису. Они сидели в третьей паре. Борис, хладнокровно поглядывая на блестящие обнаженные плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья, рассказывал про старых знакомых и вместе с тем, незаметно для самого себя и для других, ни на секунду не переставал наблюдать государя, находившегося в той же зале. Государь не танцевал; он стоял в дверях и останавливал то тех, то других теми ласковыми словами, которые он один только умел говорить.

Административный центр Согдийской области. Располагается он в живописной долине реки Сырдарья на высоте более трехсот метров над уровнем моря. Сегодня Худжанд - крупнейший индустриально-промышленный и культурный центр Северного Таджикистана и второй по значению город республики с населением 155 тысяч 400 человек (2009 год). Здесь живут представители более 20 наций и народностей.

Сегодня Худжанд - это важный транспортный узел, политический, экономический, культурный и научный центр страны. На территории города находятся аэропорт и железнодорожная станция Худжанд, расположенная в 11 км от центра Худжанда, в поселке Гафуров.

Название

В настоящее время официальное название города на русском языке - Худжанд. С момента вхождения территории города в состав Российской империи и до 1936 года он носил название Ходжент.

Затем, 10 января 1936 года город был переименован в Ленинабад в честь В.И. Ленина. А уже 26 февраля 1991 года, после обретения страной независимости, городу было возвращено его историческое название, и он официально превратился в Худжанд.

История Худжанда

Худжанд наравне с такими городами, как Бухара и Самарканд был одним из известнейших цивилизации центров науки и культуры Центральной Азии, городом, который с древнейших времен привлекал внимание гостеприимством своих жителей, талантливыми учеными, ремесленниками и умельцами. В исторических источниках он известен с 7 века.

Город привлекает внимание туристов своими многочисленными средневековыми цитаделями, а также мечетью-мавзолеем шейха Муслехеддина (17-18 века).

Худжанд имеет богатую многовековую историю. В прошлом учеными, поэтами и писателями он был назван «Короной мира».

Изначально город был основан во времена Каянидского царя Кайкубода, а расцвел и стал еще краше при правлении персидского царя из династии Ахеменидов - Дария. После завоевания Варазруда (Центральной Азии) Александром Македонским город стал называться Александрией Эсхата (Крайней Александрией).

Средневековые историки, географы и путешественники в своих работах упоминают о Худжанде, как о городе великодушных, щедрых людей, с развитыми наукой и ремеслами, плодородными нивами и садами, и относят его к «пятому, наилучшему климату». По свидетельствам ученых и историков, с древних времен в горах вокруг Худжанда добывали золото, серебро, медь, ртуть, олово и другие ценные металлы.

Особым уважением и почитанием на Востоке пользовались представители династии Оли Худжанд - выходцы из Худжанда, которые неизменно занимали высокие государственные посты, деятели этой династии своим умом и знаниями, благородством и дальновидностью вызывали глубокий отклик в сердцах людей. Именно поэтому великий поэт 12 века Хокони Ширвани с искренней любовью говорит: «Нескончаемо можно говорить о Худжанде, о его людях - талантливых поэтах, сладкозвучных певцах и нежных танцовщицах, известных ученых и непревзойденных ремесленниках. Но лучше раз увидеть».

Через территорию города проходил Великий Шелковый путь, поэтому город имел постоянную связь с мировой цивилизацией, развивался экономически и духовно. Купцы Худжанда вывозили в другие государства лучшие изделия местных ремесленников, а возвращались со странствий обогащенные достижениями науки и цивилизации почти всего мира. Однако с другой стороны все это разжигало интерес завоевателей к этому благополучному уголку земли. Улицы и площади города видели греко-македонцев, арабских захватчиков, орды жестоких каракитаев и Чингисхана, испытали жестокую тиранию Тимура, Шейбанидов, Аштарханидов. Много бурных событий пронеслось над городом за 25 веков, но, тем не менее, его образ не померк во мгле тысячелетний; с течением времени он становился только моложе и краше.

О величии города в истории всемирной цивилизации говорят страницы его летописи, связанные с именами выдающихся ученых и поэтов Востока, таких как Абумахмуди Худжанди, Камоли Худжанди, Махасти, Кошифи, Тошхуджи Асири, знаменитого путешественника Ходжи Юсуфа, композитора и певца Содирхона Хофиза. Выдающимися государственными деятелями были, также легендарные Техмоси и Темурмалик. Город часто страдал от разбушевавшейся стихии, бывал почти полностью разрушен наводнениями, но трудом народа снова возрождался. На территории Худжанда находится Худжандская цитадель, построенная в раннем средневековье и функционировавшая вплоть до начала 20 века.

После присоединения Средней Азии к России в 1866 году Ходжент стал одним из центров революционного движения на территории Таджикистана. Здесь начали возникать социал-демократические организации, активно стало развиваться национально-освободительное рабочее движение. Вслед за Петербургом и Ташкентом в ноябре 1917 года в этом регионе установилась Советская власть.

В 50-60 годы Худжанд активно расширяет свои границы. Город шагнул на правый берег Сырдарьи, перекинув через нее два моста. Правобережная часть включила в себя обширную парковую зону с пляжами, спортивными сооружениями.

Год от года Худжанд становился все краше, стремительно приобретая облик крупного, индустриально развитого города. В 1986 год он отметил свой юбилей - 2500-летие.

Исторические достопримечательности Худжанда

Худжандская крепость. Эта крепость когда-то являлась составной частью фортификационной системы города. Она была основана в 6 - 5 веках до н.э. В ходе археологических раскопок, проведенных Северо-Таджикской археологической комплексной экспедицией, было установлено, что Худжандская крепость сначала была окружена насыпным валом, позднее стеной значительной толщины из сырца. Город и цитадель - составные части античного Худжанда, имели отдельные крепостные стены, окруженные широким и глубоким рвом, наполненным водой. Остатки этих укреплений были обнаружены под центральной частью левобережного Худжанда, они окружают территорию древнего города площадью 20 гектар.

С развитием экономики, торговли, системы правления и ростом численности населения город постепенно разрастался. В 6 - 7 веках была возведена новая крепость. Худжанд периода средневековья состоял из трех основных частей: цитадели, шахристана и рабада. Цитадель располагалась на берегу Сырдарьи у ворот рабада.

Средневековая Худжандская крепость считалась одной из самых укрепленных в Средней Азии.

В 1219 - 1220 годах, во время нашествия Чингисхана и его войск, для осады города было направлено 25-тысячное войско с 50 тысячами среднеазиатских пленников. Героическая оборона Худжандской крепости и расположенного недалеко от него острова на Сырдарье под руководством Тимурмалика стала одним из самых значительных событий в истории Таджикистана и всего таджикского района.

В результате нашествия монгол Худжандская крепость была разрушена. По сообщению историка Хофиза Абру, в начале 15 века крепость лежала в руинах. По сведениям же Захириддина Бабура уже в конце того же столетия крепость была восстановлена и являлась резиденцией местного правителя.

Мечеть Масджиди Джами. Мечеть была построена в 1512 - 1513 годах. Айван, состоящий из 30 колонн, примыкает к восточной стене зимнего зала, также многоколонного (20 колонн) и входит во внутренний двор мечети.

На улицу Шарк обращена протяженная южная стена мечети без каких-либо проемов. Только справа на краю стены, находится входное устройство дарвоза-хона с глубоким пештаком - порталом. Расположение колонн в мечети подчинено модульной сетке: на айване повторяются шесть рядов по четыре колонны (30 модульных квадратов), а в зимнем помещении - пять рядов колонн по четыре. Две средние колонны по северному фасаду айвана отделаны резьбой на всю высоту и несут повышенную часть архитрава с массивными наборными сталактитами, сохранившими остатки росписи. При входе и над михрабом три дощатых квадрата потолка расписаны, однако краски сильно потемнели и частью осыпались. Стены покрыты хорошим резным декором, по преимуществу геометрических мотивов. Обе двери зимнего зала отличаются тонкой изящной резьбой. Кровля мечети плоская земляная с глино-саманной обмазкой. Фундамент, на котором стоят стены здания, выложен из жженого кирпича. Внутренний двор мечети с востока и частично с севера ограничен одноэтажными худжрами.

В северо-восточной части двора высится минарет с традиционным фонарем, оформленным арочными проемами, откуда открывается прекрасная панорама города. Входной портал, обращенный на улицу Шарк, отличается изразцовой облицовкой и резными ганчевыми панно по фасаду. Высокий портал представляет лишь лицевую декоративную стенку из жженого кирпича, дополненную с северной стороны сырцовыми постройками в два этажа с деревянным айваном наверху.

Мечеть, в целом, имеет удивительно гармоничный образ и представляет собой великолепный образец синтеза декоративного искусства и строительной культуры Худжанда.

Памятник Камолу Худжанди. Памятник был установлен в 1996 году в честь 675-летия со дня рождения поэта. Располагается он на площади Звезды Худжанда. На фоне изображены крылья, олицетворяющие святость человека и одновременно обозначающие крылья вдохновения поэзии. Лицо поэта обращено на место его рождения и в сторону захода солнца. Высота сидящей фигуры - 3,5 м, крыльев - 5,5 м.

Для того, чтобы показать образ сильного, духовно богатого человека, совершившего много путешествий, скульптура была специально создана босой, в соответствии с существующими канонами красоты человеческого тела, воплощенными в скульптуре.

Туризм

Помимо своих древних достопримечательностей Худжанд может предложить туристам и некоторые виды активных туров. Недалеко от Худжанда расположено знаменитое Кайраккумское водохранилище. Оно возникло в результате строительства гидроэлектростанции на реке Сырдарья. Мягкий климат, необычайно красивая природа, прозрачная гладь рукотворного озера дают возможность здесь активно отдохнуть: это прогулки на катере, виндсерфинг, рыбалка, экскурсии по местам археологических раскопок.

Исторические памятники Худжанда.

«Кто знает, что первый закон истории - бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды?»

Цицерон .

Фототуры в Худжанде.

Согласно греческим историкам, в 329 году до нашей эры Александр Македонский основал на реке Сырдарья укреплённую крепость, названную его именем. Впоследствии, благодаря своему выгодному географическому и стратегическому положению, крепость стала усиленно заселяться, превратившись в крупный по тогдашним размерам город, который известен в истории как Александрия Крайняя (Эсхата).
Вопрос о точном местонахождении этого древнего города волновал учёных различных стран мира в течение нескольких сотен лет и только в середине XX века было подтверждено тождество Худжанда IV века до нашей эры и Александрии Крайней (Эсхаты) 329 года до нашей эры.
Занимая выгодное географическое положение в Ферганской долине, Худжанд длительное время процветал, богател, строил дворцы, мечети, цитадели. В XIII веке Худжанд был захвачен и разрушен войсками Чингис-хана.
В конце XIV - начале XV веков Худжанд вместе с областью входил в состав государства Тимура (Тамерлана). В XVIII-XIX веках Худжанд сильно разросся, превратившись в один из крупных городов Средней Азии, по территории не уступая Коканду и Бухаре.
Худжанд конца XIX - начала XX веков представлял собой типичный среднеазиатский город с кривыми и узкими улицами, вдоль которых жались один к другому глинобитные домики, с шумными базарами и рядами всевозможных кустарных мастерских.
Хаваканта (Город Солнца), Александрия Эсхата («Крайняя», принадлежавшая Македонскому), Ходжент (переживший Чингиз-Хана и Тамерлана) - всё это имена одного города, которому уже больше 2500 лет.
Он просыпается раньше, чем столица: ещё до рассвета на улицах спешат по делам люди. Дехкане везут товары на знаменитый рынок Панчшанбе. Вечером, когда стемнеет, в парках работают аттракционы и много прогуливающихся с семьями людей.
Одна из версий гласит, что название города произошло от «хуб джан» - «хорошие люди». Я коренной душанбинец, и не стану говорить, что Худжанд во всём лучше; но во многих вещах он превосходит столицу.
Чуть чище, культурнее, дружелюбней, осмотрительней и умнее. В центре города есть очень странное место. Рядом с полуразвалившейся мечетью (мне сказали, что ей около 350 лет) стоит мощное древнее древо.
От него так и веет временем. По легенде, его посадил Тамерлан. Как бы там ни было, место это настолько необычно, что стоит там побывать и почувствовать дух истории. Город имеет древнюю историю. Как считают многие историки и археологи, легендарный город Александр-Эсхата (Александрия Крайняя) был построен Александром Македонским на месте нынешнего Худжанда (V в. до н. э.).
С древнейших времен Худжанд, находясь на перекрестке торговых путей Востока, был одним из важнейших экономических, военно-стратегических и культурных центров Мавераннахра.
Через него проходил Великий шелковый путь, связывающий древнюю Грецию, Рим, Малую Азию, Египет, Иран с Индией, Китаем и Японией. Ходжент - второй по величине город в стране, расположенный на севере республики, один из самых древних городов Таджикистана, основан во времена Александра Македонского, около 2500 лет назад.
Согласно греческим историкам, в 329 году до нашей эры Александр Македонский основал на реке, называемой Танаис, или Яксарт (современная река Сыр-Дарья), которая должна была стать естественной границей его империи, укреплённую крепость, названную его именем, населил её греческими воинами и окрестными «варварами» (то есть, местным населением) которая, первоначально, конечно же, не могла быть городом в полном смысле этого слова.
Но впоследствии, благодаря своему выгодному географическому и стратегическому положению, она стала усиленно заселяться, превратившись в крупный по тогдашним размерам город, который известен в истории как Александрия Крайняя (Эсхата).
Вопрос о точном местонахождении этого древнего города волновал учёных различных стран мира в течение нескольких сотен лет и только в середине XX века было подтверждено тождество Ходжента IV века до нашей эры и Александрии Крайней (Эсхаты) 329 года до нашей эры. Т
Также возникло предположение, что Александрия Крайняя возникла не на голом месте, а на территории городского центра, называемым Архаическим Ходжентом, уже существовавшим на левом берегу Сырдарьи, когда туда пришли войска Александра Македонского.

Занимая выгодное географическое положение в Ферганской долине, Ходжент длительное время процветал, богател, строил дворцы, мечети, цитадели. В XIII веке был захвачен и разрушен войсками Чингис-хана.
В IX - XII веках Ходжент состоял из собственно города (шахристан), старой крепости (кухендиз) и ремесленно-торгового пригорода (рабад). Все эти части города были укреплены оборонительными стенами.
Впоследствии город был восстановлен и стал играть важную роль торгового транзитного узла на - Великом шёлковом пути. В конце XIV - начале XV веков Ходжент вместе с областью входил в состав государства Тимура (Тамерлана).
В XVIII-XIX веках Ходжент сильно разросся, превратившись в один из крупных городов Средней Азии, по территории не уступая Коканду и Бухаре. В городе был собственный правитель – бек.
Ходжент конца XIX - начала XX веков представлял собой типичный среднеазиатский город с кривыми и узкими улицами, вдоль которых жались один к другому глинобитные домики, с шумными базарами и рядами всевозможных кустарных мастерских.
Город был разделён на многочисленные мелкие кварталы (махалля) с обязательными в каждом из них мечетью, чайханой и прудом (хаузом). Квартальные мечети и чайханы являлись местом, где проходили различные сборы местных жителей и решались вопросы, затрагивающие их общие интересы. В каждом квартале преобладал определённый вид ремесла.
Ходжент был расположен на границе владений Бухарского эмирата и Кокандского ханства и на протяжении десятилетий являлся объектом раздоров между ними. В 1866 году он был присоединён к России, после чего прекратились междоусобные разрушительные войны из-за него Бухары и Коканда.
После завоевания в XIX веке русскими город стал центром уезда, где быстрыми темпами начала развиваться промышленность. Сюда была проведена железная дорога. В советское время Худжанд (в 1936 - 1990 г.г. - Ленинабад) - центр Ленинабадской области. Отсюда родом были многие известные представители таджикской интеллигенции и республиканского руководства.
Прежнее название его - Ходжент - сохранялось до 1936 года и, согласно письменным источникам, существовало еще в VII веке. Арабский историк аль-Белазури, живший в IX веке, упоминает Ходжент при описании одного из арабских походов второй половины VII века. Однако современная историческая наука считает, что город существовал еще при династии Ахаменидов, то есть до прихода к берегам Сырдарьи войск Александра Македонского.
Захватив город, они укрепили его, назвав в честь своего полководца - Александрия Эсхата. Позднее Ходженту не раз приходилось оказываться в центре исторических событий. В VIII веке его захватили и разрушили арабы.
Пятью веками спустя город оказал ожесточенное сопротивление Чингиз-хану, на время задержав продвижение Орды на Запад. С древних времен, находясь на перекрестке известных торговых путей Востока, Ходжент был одним из важнейших экономических, военно-стратегических и культурных центров Средней Азии.
Через него проходил так называемый „великий шелковый путь", связывавший Древнюю Грецию, Рим, Малую Азию и Египет с Китаем, Персией и Индией. Изделия из шелка, ювелирные украшения, изготовленные мастерами Ходжента, были известны даже за пределами стран Востока. О былом значении этих ремесел и сегодня напоми нают старые названия городских кварталов: Пиллакашон (шелкомотальщики), Заргарон (ювелиры), Сангбуррон (каменотесы) и другие.
Не оставивший своего имени средневековый автор называл Ходжент „обиталищем звезд астрономической науки", но эта характеристика отражала только часть историко-культурного значения древнего города.
Ходжент был родиной или местом деятельности не только известных астрономов, но также математиков, врачей, историков, поэтов, музыкантов. Один из них Абумахмуд Худжанди - основатель местной астрономической школы, выдающийся авторитет мировой средневековой науки.
Его изобретение - астрономический секстант, широко применявшийся в крупнейших обсерваториях Востока - в Мараге (XIII век), в Самарканде (XV век) и Джайпуре (XVII век). „Соловьем Ходжента " называли в XIV веке автора известных газелей поэта Камола Худжанди.
Столь же популярной в средние века была выдающаяся поэтесса, музыкантша и танцовщица Махасти, в творчестве которой отражались вопросы социального неравенства народа. В XIX веке в Ходженте вели активную просветительную работу известные в Средней Азии деятели культуры, в том числе Тошходжа Асири, Содирхон Хофиз, Ходжи Юсуф.
После присоединения Средней Азии к России (1866) Ходжент стал одним из центров революционного движения на территории Таджикистана. Здесь начали возникать социал-демократические организации, активно развиваться рабочее и национально-освободительное движение.
В 1916 году Ходжент первым среди городов Средней Азии открыто выступил против колониальной политики царизма, пытавшегося привлечь таджиков, в числе других народов края, к участию в первой мировой войне.
Восстание быстро перекинулось в соседние города и вилаяты и вскоре распространилось по всей Сред ней Азии. Ходжент первым среди городов Таджикистана отклик нулся и на победу Великой Октябрьской социалистической ре волюции.
Вслед за Петербургом и Ташкентом в ноябре 1917 года здесь установилась Советская власть. В этой борьбе за народную власть, руководимой русскими большевиками во главе с Е.А.Иваницким, революционную закалку получили лучшие представители таджикских трудящихся: Д.Закиров, А.Рахимбаев, К.Нажмиддинов, Д.Шокаримов, Р. Эгамбердыев, А.Шерматов, К.Рахматбаев, Х.Усманов, братья Мавлянбековы и другие.
В годы строительства социализма в городе произошли огромные перемены во всех областях экономической, общественной и культурной жизни города. Все свои успехи в деле строительства новой жизни, ходжентцы связывали с именем великого Ленина. Учитывая волю таджикского народа, ЦИК Союза ССР своим Постановлением от 9 января 1936 года переименовал г. Ходжент в г. Ленинабад.
В годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 г.г.) ленинабадцы, как и все сыны нашей Родины, встали на защиту священной советской земли. В рядах Красной Армии сражались с гитлеровцами тысячи уроженцев города.
Трое из них - Фатхулло Ахмедов (посмертно), Рахимбай Рахматов и Саиднафе Саидвалиев стали Героями Советского Союза, многие вернулись домой с боевыми орденами и медалями, в том числе Пулат Атаев - кавалером трех орденов Славы.
Сегодня Худжанд - крупнейший после Душанбе промышленный и культурный центр Таджикистана. Промышленность города стала многоотраслевой, оснащенной передовой отечественной техникой.
Гордостью города является одно из крупнейших пред приятий республики - шелковый комбинат. Промышленные изделия известны далеко за пределами Худжанда - в Монголии, Румынии, Болгарии, Индии, Гвинее и т.д.
Только ткани шелкового комбината отправляются в 450 го родов бывшего СССР и зарубежных стран. В 60-е годы Ленинабад активно расширяет свои границы. Город шагнул на правый берег Сырдарьи, перекинув через нее два моста.
Правобережная часть включила в себя обширную парковую зону с пляжами, спортивными сооружениями. Вырос город-спутник, в котором проживало более трети населения Ленинабада. В дни празднования 50-летнего юбилея Таджикской ССР и Компартии Таджикистана в 1974 году, на правом берегу Сырдарьи был открыт памятник В.И.Ленину.

Средней Азии , что может быть лучше? Похоже, путешествие по Таджикистану обещало быть таким же приветливым и легким, как в Узбекистане. От осознания сего факта настроение в начале дня поднимается сразу на 150% и хочется тут же отправиться покорять достопримечательности Худжанда, чем мы сегодня и собирались заняться. Однако, “по закону Архимеда”, сначала завтрак.

Достопримечательности города Худжанд.

Вот, он – Худжанд ! Второй по величине город (после столицы) в Таджикистане, который за свою многотысячелетнюю историю (около 2500 лет) может “похвастаться” тем, что

  • именно здесь в V веке до н.э. сам Александр Македонский построил легендарный город Александр-Эсхата;
  • позднее город был одним из важнейших центров, через который проходил Великий шелковый путь;
  • после прихода русских сюда была проведена железная дорога, а город переименовали вплоть до 1990 года в Ленинабад, после чего, резко начала развиваться промышленность.

Как мы понимаем, это все в прошлом. Что же из себя представляет Худжанд в нынешнее время? Это нам и предстоит выяснить сегодня.

До города оставалось несколько километров, мы решили, что преодолеем их все тем же способом – автостопом. Как оказалось, решение было принято верно, потому как через несколько минут остановилась легковушка с таджикской парой. Ребята попались веселые и разговорчивые, я даже не помню, как мы оказались на площади Панджшанбе .

Все потому, что в западной части площади расположился памятник народного зодчества 16 века — комплекс Шейха Муслихиддина . Архитектурный ансамбль состоит из:

— соборной мечети Масджиди Джами ,

— минарета высотою около 20 м.,

— и древних захоронений.

Лично для меня то воскресение запомнилось большим количеством народа и… цыгане. Вот уж где-где, а здесь не ожидал увидеть этих попрошаек. К такого рода “товарищам” у меня уже выработался иммунитет, однако в очередной раз общение с ними мне доказало, что не стоит идти у них на поводу. Представьте картину, с протянутой рукой и голосом, давящим на жалость, подходит молодая женщина с золотыми серьгами в ушах и с ребенком на руках, одетым в “памперс”. По другому, как “наглость” это уже не назвать.

Чтобы исправить себе настрой, мы с Милой развернулись на 180 градусов и направились к павильону с надписью «Панчшанбе», что в переводе с таджикского означает “четверг”.

Кто еще не догадался, то перед нами один из самых больших крытых рынков в Центральной Азии. А четверг потому, что именно в этот день каждую неделю здесь был самая большая торговля. В воскресенье народу тоже хватает, надо признать.

Потолкавшись между торговых лавок и нанюхавшись всевозможных восточных ароматов, мы устроили прогулку по центру. В поисках площади “Звезда Худжанда” нам попался оформленный в стиле таджикских традиций вот такой дом. Как выяснилось, при подходе к входной двери, это был просто ресторан. Однако, внимание привлекает.

На площадь с фонтанами мы вышли и памятник великому местному поэту Камолу Худжанди тоже видели, правда фото его не сделали. Кто ж знал, что он находится в списке обязательных достопримечательностей города? 😉

Кстати, Худжанд единственный таджикский город, который расположен на крупной реке, чье название Сырдарья. Вам тоже хочется поделить слово на две части? 🙂

Увидеть реку легко, она протекает прямо через центр города. Правда, особых впечатлений не вызывает, поэтому переходим к следующей достопримечательности, а точнее к составной части фортификационной системы города – Худжандской крепости .

Первое упоминание о крепости появилось в VI-VII века. В те времена Худжанд состоял из трех частей: цитадель (на берегу Сырдарьи), шахристан и рабад. Средневековая Худжандская крепость считалась одной из самых укрепленных в Средней Азии.

Историки говорят, что после монгольского нашествия, крепость сровняли с землей, и только в начале 15 века начали понемногу ее восстанавливать. Сейчас перед нами обычная отреставрированная стена, через главный вход которой мы попадаем в музей.

Кстати, рядом с крепостью есть зеленая парковая аллея, куда мы отправились сразу после осмотра, дабы спрятаться от жаркого солнца в тени. Нам повезло еще тем, что как раз в это время проходила целая толпа ребятишек, похоже на “детскую свадьбу” (празднование “обрезания” по нашему).

В настоящее время город является индустриальным и культурным центром Таджикистана с гостеприимными жителями. Довольно тихий и в целом на него достаточно потратить день или даже половину дня, чтобы ознакомиться с историческими местами. Вот, пожалуй и все, чем может похвастаться город Худжанд.

На одной из основных улиц мы с Милой нашли автобусную остановку. Здесь надо сказать, что Таджикистан вообще отказался от “крупного” общественного транспорта типа автобусов, троллейбусов и прочее. Вместо этого на дорогах мы видим только маршрутные “газели” или вообще легковушка-автобус. Как это? Обычная легковушка, только на лобовом стекле прикреплен номер маршрута, залезаешь в такую и едешь, как в автобусе. Единственная проблема с количеством свободных мест:).

Остановка нам не пригодилась, потому что нас вдруг неожиданно предложил подвезти таджик на легковушке. Правда, только за город, но и этого уже было достаточно. Как вы думаете, куда мы направляемся? Верно, в ! А чтобы попасть в столицу Таджикистана нам придется преодолеть самый интересный и в то же время опасный участок дороги в 380 км – . Об этом, я как всегда расскажу в следующей статье, а вам советую подписаться на новости нашего блога , дабы не упустить это событие:). Счастливо!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх