Индийский поезд. Поезда в Индии — и как мы на них ездили

Поездка в Индию была давно желанной, фотография этой многогранной страны уже несколько лет украшала мою карту желаний. Но как это обычно бывает — то одно, то другое и моё заветное путешествие так и оставалось мечтой. Об Индии я изучила множество информации, но как-то про поезда так и не удосужилась почитать. Я, конечно же, давала себе отчёт, что суперкомфорта ждать не стоит, но зная некоторые вещи наперед, я бы сильно упростила своё индийское путешествие и сохранила нервы в коробочке. В этой статье я хочу рассказать о нашем путешествии по Индии и о том, что нужно знать о местных поездах.

Где посмотреть расписание

На официальном сайте

На сайте можно посмотреть расписание поездов в Индии и, в теории, купить билеты онлайн. С покупкой у нас возникли сложности, уж очень всё запутано. Есть квота на билеты для туристов, есть квота на билеты для местных, оплата проходит не через все карты, а, как пишут на форумах, только через карты выданные индийскими банками. Плюс ко всему нужно пройти долгую регистрацию. Более часа мы пытались разобраться, махнули рукой и поехали на железнодорожный вокзал.

На железнодорожном вокзале

На вокзале можно не только посмотреть расписание, но и без проблем купить билеты. На всех крупных вокзалах есть касса International Tourist Bureau, где вас проконсультируют по маршруту, поездам, и помогут купить билеты. Этот способ является самых простым и дешёвым, так как билеты продаются по официальной цене без дополнительной комиссии.



В туристическом бюро

В туристическом бюро вы также можете купить билеты, но с одной лишь поправкой — вы заплатите комиссию агентству. А если попадёте на плохих людей, то можете заплатить в 2 — 3 раза дороже от рекомендованной цены. Кроме того, прийдя в туристическое бюро, вам будут навязывать и другие услуги: экскурсии, трансфер, отели. Уверяя, что именно для вас они готовы продать их по самой низкой цене в городе, конечно же это неправда! Я рекомендую заранее посмотреть цену на официальном сайте, чтобы вы понимали насколько вам завышают стоимость. Зная официальные цены, вы можете поторговаться и снизить цену до адекватной. Мы старались не заходить в туристические агентства, но всё таки один раз нас заманили и мы, как слепые котята, .

Какой клас вагона выбрать

В Индии существует 6 разных категорий вагонов. Перед поездкой о каждом из них стоит узнать более детально, так как неправильный выбор может привести к непоправимым последствиям.

AC Chair (Code: СС)

AC Chair (СС) — комфортный вагон с кондиционером. Мягкие сидения со столиками, как на борту самолета. Этим классом удобно путешествовать на небольшие расстояния (до 6 часов в пути). Таким классом путешествуют индийцы, чей достаток средний или выше среднего. Вагоны, как правило, чистые и пригодные для путешествия европейцам.



Второй класс (Code: 2S)

Второй класс / Second Sitting (Code: 2S) — общий вагон второго класса, без конкретных мест. Это самый дешёвый класс из возможных, поэтому им передвигаются бедные жители страны. Как правило, вагоны ужасно переполнены, в них ложатся спасть даже на пол или в тамбурах. На окнах стоят решетки без стёкол, поэтому в вагонах сильный сквозняк. Я бы не рекомендовала туристам передвигаться вагоном этого класса, так как он может быть небезопасным, как с санитарной точки зрения, так и с криминальной.

Спальный вагон (Code: SL)

Спальный вагон / Sleeper Class (Code: SL) — чем-то напоминает наш плацкарт, но в купе не четыре, а шесть полок (три яруса). Ехать лёжа сможете только на третьей полке, это ещё если вы успели занять верхние места. Средние полки поднимаются только на ночь, так как между первой и второй маленькое расстояние и при поднятой второй полке невозможно сидеть на первой. Белье не выдают, обычно ложатся спать прямо на полку. В вагоне очень много попрошаек и продавцов, поэтому тишина и покой вам не светят. Вагоны без кондиционеров, а окна без стёкол, поэтому высокая вероятность простудиться. Этот класс я бы также не рекомендовала туристам, несмотря на то, что он значительно безопасней предыдущего.



Третий класс с кондиционером (Code: 3AC)

Третий класс с кондиционером / AC 3 Tier (Code: 3AC) — вагон чем-то похож на предыдущий, но всё же более комфортный. Вагоны оснащены кондиционерами, а на окнах стоят стёкла. Этот класс более новый и чистый, чем Sleeper Class. В вагонах есть проводник, который поддерживает порядок, выдает бесплатную постель и одеяло. Из минусов: в вагонах очень холодно, кондиционер включают на низкую температуру. Несмотря на то, что я была со спальником и залазила в него с головой, я всё же простыла. Мой вам совет — если выбираете места, берите первую или вторую полки, так как на третей очень дует кондиционер, который установлен в потолке. Ну и, конечно же, в вагоне тоже есть попрошайки и продавцы, но меньше, чем в Sleeper Class. Этот класс подходит для туристов, мы сами передвигались в этих вагонах несколько раз.





Второй класс с кондиционером (Code: 2AC)

Второй класс с кондиционером / AC 2 Tier (Code: 2AC) — этот класс немного дороже, но и более комфортный. По внешнему виду он напоминает наш плацкарт, 4 места в купе и 2 боковые полки. Купе отгорожены от прохода шторкой, что позволяет немного уединиться от других путешествующих. Мы также передвигались этим классом, он комфортный для туристов и соответствует цена = качество. Попрошаек и продавцов почти нет. В вагонах есть проводник, который следит за порядком, выдает постель и одеяла.





Первый класс с кондиционером (Code: 1AC)

Первый класс с кондиционером / AC 1 Tier (Code: 1AC) — этот класс напоминает наш люкс. Закрытое купе в котором две широкие полки. В вагонах работает кондиционер, есть проводник, попрошаек и продавцов нет. Но такой комфорт и стоит дорого, цена практически такая же, как и на авиаперелет.

Как найти свой поезд и места

Найти свой поезд и места — целый квест. На некоторых билетах указаны места, таким образом задача упрощается, необходимо найти только свой поезд. На всех крупных жд станциях есть электронное табло, с помощью которого вы можете найти свой поезд по номеру и посмотреть на какую платформу он прибывает. Если же в билетах места не указаны, тогда вам нужно найти себя в списках. Где-то за час до прибытия поезда списки вывешивают возле стойки Information.

Тут важно быть внимательным, списки вывешивают только в пункте отправления поезда, на промежуточных станциях вы их не найдёте. По номеру поезда и направлению находите нужный вам список (так как списков очень много), в нём находите себя и запоминаете какие у вас места, но это еще не всё… Когда поезд прибывает на платформу, на каждый вагон вещают ещё один список, с фамилиями тех, кто в нём едет. Вам нужно будет проверить ещё и список на вагоне, чтобы убедиться, что это именно ваш.





Обмен/возврат билетов на поезда Индии

Все билеты можно сдать или обменять на другие, но стоит учитывать, что полную сумму вы не вернете.

Если возвращаете более, чем за 48 часов, то вернете 75% от стоимости.
Если возвращаете более, чем за 24 часа, то вернете 50% от стоимости.
Если возвращаете менее, чем за 24 часа, то вернете 25% от стоимости.

Обменять билеты можно либо онлайн (при условии, если вы покупали билеты онлайн), либо в кассах железнодорожного вокзала. Но стоит помнить, что если вы оформляли билет на нескольких человек, то вернуть только его часть не получиться. Вам необходимо полностью аннулировать билет и приобретать новый. У нас так было с нашими друзьями, мы купили билет на четверых, двое передумали ехать, нам пришлось полностью аннулировать билет и покупать новый, но уже на двоих.





Берегитесь обмана

Первое и самое важное — не верьте индийцам, которые говорят, что на железнодорожном вокзале кассы нет. Что она сгорела/закрылась, что иностранцам там билеты не продают и прочее вранье, которое они рассказывают доверчивым туристам, дабы заманить вас в частное агентство от которого они получают комиссию. У нас даже была ситуация, когда на вокзале, прямо под табличкой International Tourist Bureau сотрудник вокзала говорит, что касса больше не работает и на кусочке газеты рисует маршрут агентства (чуть ли не единственного в городе, где можно купить билеты на поезд!) в которое мы обязательно должны пойти.

Самое смешное, что он попросил нас назвать в агентстве специальный код (сказал, что это правительственный код) благодаря которому мы получим хорошую скидку. Ага, а как же! Но мы не такие простаки, вопреки его крикам «туда вход воспрещен», прошли дальше про указателям и вышли прямо к кассам International Tourist Bureau. Как оказалось, это и была та самая касса, которая «не работала», в ней мы успешно купили нужные нам билеты на поезд. Поэтому запомните важное правило: «Никому нельзя верить, даже сотрудникам вокзала». По крайней мере нужно уточнить интересующий вас вопрос у 5 — 7 человек и уж потом принимать решение.



Впечатления о железной дороге Индии

В целом наши впечатления от индийского путешествия на поездах остались весьма положительными, мы морально были готовы к ещё худшим условиям. В Индии очень хорошее транспортное сообщение, поэтому из точки A в точку B мы добирались без проблем. Из существенных минусов могу отметить тот факт, что поезда не очень пунктуальные и задержка на несколько часов — нормальная практика. Также поезда с кондиционерами очень холодные, нужно обязательно укрываться.

Но мы еще ни слова не сказали о чуть ли не самом важном и востребованном виде транспорта — поездах. Я думаю, с большой долей вероятности можно сказать, что в наших краях давно устоялся стереотип о том, что среднестатистический индийский поезд обязательно похож на плотно фаршированную сосиску. В принципе это и не удивительно, учитывая, что Индия уступает по численности населения только Китаю, а индийская ж/д одна из самых протяженных в мире (около 7 тыс. станций на более чем 60 тыс. км путей). К слову, государственная компания “Индийские железные дороги” за один день в среднем перевозит около 30 миллионов пассажиров и 2.5 млн. тонн груза (около миллиарда тонн в год).

В теории, индийский поезд должен выглядеть как-то так:

На самом деле, подобная экзотика в Индии встречается не часто, точнее сказать, практически не встречается, разве что в дни каких-то больших праздников, когда спрос значительно превышает предложение.

Вживую выглядит это примерно так:

А посадка в такие часы пик — процесс еще куда более интересный. Чтобы успеть занять хоть какое-то место в вагоне и не рисковать жизнью на крыше или в дверном проеме, люди заходят запрыгивают в вагоны еще до остановки поезда:

К нашему большому сожалению, ничего подобного мы так и не увидели, а наши поездки на индийских поездах были исключительно культурными, рафинированными и от того скучными.

Ж/д вокзал города Аллеппи. На каждом перроне обязательно есть часы, места ожидания для первого, спального (sleeper) и других классов разделены, в лучших традициях сегрегации.

Городок, по индийским меркам, небольшой, поэтому и людей здесь относительно немного.

Если в дороге вас настигло чувство голода, то справиться с ним помогут многочисленные точки общепита и дружелюбные торговцы продуктами. Так, выпив чаю, мы разговорились с одним из продавцов, который объяснил нам некоторые тонкости использования ИЖД.

Оказалось, что мы купили билет в общий вагон (без класса) и можем не дожидаться определенного поезда, а садиться на любой, главное чтобы направление нам подходило.

Индийские проводники, в отличии от наших, очень гостеприимные люди и не закрывают двери после начала движения поезда, поэтому если вы немного опоздали, то не нужно кричать и показывать руками стоп-кран, достаточно просто запрыгнуть в ближайшую дверь. Собственно, так мы и сделали, догоняя наш первый поезд.

Коллам (наш пункт назначения) был не так далеко, поэтому мы решили экстремальнуть и купили самый дешевый билет. Но, к сожалению, в этот раз не судилось, перехватив нас на подлете к общему вагону, заботливые индийцы всячески пытались запугать нас переизбытком "экзотики", попутно увлекая в сторону более дорогих вагонов. Даже проводник посчитал, что нежным белым господам довольно опасно ехать в общем вагоне и, проверив билет, просто улыбнулся.

Вот так выглядит билет в общий вагон — ни места, ни времени отправки поезда, в день покупки билета можно садиться на любой поезд в нужном направлении.

Оказалось, что мы попали в спальный (так называемый слипер класс, sleeper class) не кондиционируемый вагон:

В принципе напоминает наш плацкарт, только на третьей полке вместо вещей лежат дополнительные соседи:

На окнах решетки, а вместо кондиционеров вентиляторы.

Следующая возможность прокатиться на поезде нам представилась в городе Тутикорин. Экран на вокзале заработал сразу после прибытия поезда:

Персонал очень дружелюбный, как впрочем и по всей Индии, но, к сожалению, с плохим английским, так что тренируйте актерские способности.

В этот раз мы сразу купили самый дорогой билет. Это первый класс c кондиционером. Выглядит он так:

Сравнение c билетом общего вагона:

Богатые люди не очень вольны распоряжаться собственным временем, поэтому в билете четко указаны дата отправления и номер поезда. Время в билете не указывается, его вам придется узнавать самостоятельно, при покупке билета или посмотреть в справочнике (по номеру поезда).

Во время стоянки поезда специальный работник расклеивает на вагонах листы с фамилиями, вам нужно будет найти свою и запомнить “сгенерированный” номер посадочного места.

Место “генерируется” исходя из гендерных и возрастных данных всех пассажиров, которые едут этим классом.

При покупке билета вы, конечно, можете указать, что хотите нижнюю полку или выбрать купе, если едете компанией. Но никого это не будет интересовать, ведь добропорядочный индиец, составляющий списки, никогда не допустит, чтобы неженатая молодая девушка ехала в компании молодых парней и наоборот. При покупке билета заполняется анкета, в которой необходимо указать все — пол, возраст, сексуальные предпочтения и т.д. Вот так выглядят составы команд купе:

Первый класс ничем не отличается от наших вагонов-купе, разве что больше различных тумблеров/выключателей и кондиционер помощнее.

Постель всегда застилает проводник.

Первый класс — отличное место, чтобы завести знакомство с крутыми индийскими бизнесменами. Один продвинутый индиец поведал нам, что это далеко не самый лучший вариант за потраченные деньги. Сложно представить, что может быть лучше в индийском поезде, хотя это может быть какой-нибудь бизнес-вагон или ультрапервый класс.

Вот так выглядит первоклассный туалет, шепотом пересказывают легенды, что в других классах не хуже:

Из окон индийских поездов можно увидеть настоящую, красивую Индию:

Чтобы подвести итог данной статьи и сделать ее хоть немного полезной для путешественников, мы собрали некоторую полезную информацию и попытались ее структурировать.

Рассмотри классы вагонов и их отличия:

Бесклассовый общий вагон / Second Sitting, General Class (Код: 2S) — самый дешевый, довольно опасный и самый малокомфортабельный способ путешествия индийскими поездами. На билетах не проставляется ни номер поезда, ни время отправки, вы можете уехать на любом поезде, в который влезете. Расположить свои тела можно в основном на деревянных полках, по 3 в купе и 2 сбоку, найти свободное место может или очень везучий, или очень сильный человек. Если получится занять верхние места, то можно провести время в относительном одиночестве, внизу же придется спать в обнимку с другими соседями.

Приблизительная стоимость проезда: 1 доллар за 500 км.

Спальный вагон / Sleeper Class (Код: SL) — очень похож на наш плацкарт, но в купе не четыре, а шесть полок (три яруса). Занять горизонтальное положение удастся только если вы успели загнездиться на верхних полках, багаж придется брать с собой. Внизу рассаживается довольно много не такого проворного народа. Средние полки отсоединяются только на ночь. Белье не выдают. Большое количество попрошаек. Кондиционеров нет, только вентиляторы. Окна без стекол, с решетками.

Приблизительная стоимость проезда: 5 долларов за 1000 км.

Третий класс с кондиционером / AC 3 Tier (Код: 3A) — практически тот же спальный, шесть полок в купе (три яруса) и две сбоку. Наглухо закупоренные окна и постоянно работающий кондиционер. За фейс-контроль отвечает проводник, поэтому места здесь есть всегда. Продавцы всего на свете и уборщики купе, клянчащие мелкую монету за свой труд, не считаются. Бесплатное белье, обязательно выдается одеяло, в связи с постоянно работающим кондиционером здесь довольно прохладно.

Приблизительная стоимость проезда: 10 долларов за 1000 км.

Второй класс с кондиционером / AC 2 Tier (Код: 2A) — отличается более высокой ценой, четыре полки в купе (два яруса), практически полное сходство с нашим плацкартом. Все купе отгорожены от прохода длинными шторами.

Приблизительная стоимость проезда: 20 долларов за 1000 км.

Первый класс с кондиционером / First class Air-Conditioned (Код: 1A) — аналог нашего купе, но с кондиционером. Один из самых дорогих вариантов. Этот тип вагонов включен не во все поезда, как правило, только дальнего следования.

Приблизительная стоимость проезда: 30 долларов за 1000 км.

Если вам не удалось купить билет на поезд, то можно воспользоваться такой услугой как “wait list” (вейтлист).

По вейтлисту билеты продаются без обозначенного заранее места и даже номера вагона, но дают вам право следовать в соответствующем поезде и классе (в зависимости от стоимости билета) до конкретного пункта назначения. Уже будучи в вагоне, можно попробовать найти себе место, бесплатно или за небольшие чаевые проводнику.

И напоследок, где можно купить билеты онлайн.

Официальный сайт железных дорог Индии:

Еще два сайта для покупки билетов:

Если есть такая возможность, то мы рекомендуем покупать билеты непосредственно в кассе. Если же вы покупаете билет через интернет, то лучше как можно быстрее сменять его на бумажный вариант, иначе, "благодаря" индийскому раздолбайству вы можете попасть в вейтлист.

Индусы, к моему удивлению, очень даже путешествующий народ. У них всегда есть куда и к кому съездить - десятки родственников рассыпались по разным уголкам страны. Да и отдать почести маме Ганге - тоже своего рода долг, а сколько мест для паломничества… Можно всю жизнь кататься! Путешественники тоже не брезгуют индийскими поездами, даже 40-часовыми, ведь это относительно дешево по сравнению с билетами на самолет, да и как пропустить очередное приключение. Поэтому билеты на индийские поезда разлетаются на ура в считанные дни, задолго до отправления.

Классы вагонов в индийских поездах

Классов вагонов у индийских поездов действительно много. Расскажу о тех, на которых я ездила.

Second Sitting или General Class - это общий вагон, на который можно купить билет чуть ли ни в минуту отправления поезда. Стоит он очень-очень дешево, поэтому в вагон зайдет половина Индии, всю колоритность и разнообразие которой можно будет прочувствовать без всяких удобств (чаще всего стоя, ну или сидя на одной полупопице). Хотя иногда можно попытаться устроится в тамбуре у открытой двери вагона и с ветерком наблюдать проносящиеся мимо пейзажи, а также часто красивые, но порой не очень чистые картины городской и сельской жизни. По ту сторону реальности белолицего путешественника обязательно заприметят дети и будут очень энергично махать и кричать «хэлоу»… Улыбнись им в ответ и покачай головой, как настоящий индус.

Sleeper Class - в народе называемый просто «слипер» - это вагон, похожий на плацкарт, но с очень ограниченными удобствами. Там неожиданно по 3 полки, но сбоку только 2. В слипере едешь в прямом смысле с ветерком, потому что там часто не до конца закрываются окна или же вентилятор крутит на полную. Кондуктор здесь не частый гость, постельного белья не приобрести, а все полки покрыты вековой пылью. Индусы берут с собой в дорогу пледы. В таком вагоне за своими вещами нужен глаз да глаз - воруют беспощадно. Многие путешественники перевязывают свои сумки-чемоданы цепями и прикрепляют под самой нижней полкой на замок. На каждой станции через весь вагон пробегают торгаши, истошно вопя «ча-а-а-ай», «брэд-омлет» и остальные названия имеющегося добра в ассортименте. Билеты очень-очень дешевые, и у каждого есть своё место, которое лучше всего иметь именно на третьей полке (upper). Во-первых, чтобы избежать чрезмерного внимания. А во-вторых, чтобы никто другой не сидел на полке, как это происходит с нижней (lower). И в-третьих, потому что вторая полка (middle) - самая неудобная, т.к. она вообще открывается только когда человек уже идет спать.



AC Chair Car - это вагон-самолет, часто с кондиционером, столиками и всякими удобствами. Подходит для путешествия на короткие расстояния. Цены на билеты разнятся от степени удобства. Однажды я ехала в подобном вагоне, и нам носили еду и перекусы несколько раз.

Third AC - вагон третьего класса с кондиционером, чаще всего чистенький и более безопасный, чем слипер - на нем ездят люди среднего достатка. Ещё больше похож на наш плацкарт, опять же по три полки, но уже есть кондуктор, постельное бельё и стекла на окнах. Путешественники, которые не экономят на удобствах, чаще всего выбирают именно этот вагон. Торгаши с чаем и брэд-омлетом сюда тоже заходят.

Другие два класса - Second AC и First AC - вагоны второго и первого класса. Второй класс с двумя полками - наш плацкарт. Стоит дороговато, но если есть возможность, то почему нет? А вот первый класс - прямо как билет на самолет, поэтому я считаю, что лучше тогда лететь.

Сама я обычно езжу на Third AC, но если вхожу в режим жесткой экономии или включен повышенный «режим путешественника», особенно в компании друзей, то выбираю слипер. General Class выбираю очень редко и на короткие расстояния, хотя его тоже нужно прочувствовать хотя бы раз. Вообще, стоит покататься разными классами в индийских поездах, таким образом можно увидеть столько разных жизней и лиц!

Но на этом наша история с поездами не заканчивается! Если бы всё было так просто в Индии. Там есть целая система покупки билетов, о которой тоже важно упомянуть.

Как купить билет на поезд в Индии

Здесь три варианта.

На ж/д станции. В Дели, например, прямо на главном вокзале New Delhi есть международная касса — International Tourist Bureau (на втором этаже), где можно приобрести билет по всему индийскому маршруту. И даже, если в интернете билеты уже давно закончились, то на ж/д вокзалах чаще всего можно найти места на нужную дату и направление по туристической квоте.

У агентов в турфирмах. Стоить они будут примерно на 300 рупий дороже, но - как вариант.

В интернете. Здесь всё сложно, но решаемо. Есть сайт makemytrip.com и есть еще сайт cleartrip.com - лично я использую второй. На обоих сайтах можно купить билет и на поезд, и на самолет, и забронировать отель.

Что нужно сделать, чтобы купить билет на индийский поезд в Интернете?

  1. Приехать в Индию и купить местную сим-карту. Вам понадобится индийский номер телефона, на который придет код, поэтому придется это делать, уже находясь в Индии.
  2. Зарегистрироваться на сайте индийских железных дорог IRCTC , привязав полученный индийский номер к аккаунту (на него придет код).
  3. Зарегистрироваться на одном из вышеперечисленных сайтов и тоже привязать к аккаунту индийский номер.

После этих шагов можно смело брать билеты на сайте, я рекомендую cleartrip.com .

Кстати, если в интернете билеты уже закончились, то в 10 утра за день до отправления нужного поезда открывается экстренная квота tatkal - можно успеть урвать заветную бронь, но их там немного.

Ещё пара нюансов

Есть билеты без места (как в общем вагоне), есть с местом, а есть ещё RAC и WL.

WL - это waiting list, лист ожидания. Когда билетов нет, на случай, если кто-то откажется. Он может быть очень длинным и маловероятно получить место, а можно оказаться в первой десятке и тогда за несколько дней очень даже вероятно, что кто-то не поедет и место достанется тебе.

RAC - это полместа. Т.е. помимо тебя на полке будет еще кто-то, товарищ или индус. Часто такие места попадаются тем, кто был в листе ожидания. Да, неудобно, но вдруг очень надо.

Пожалуй, это самое основное, что нужно знать про индийские поезда. Теперь можно легко отправляться в путь! Хотя, что есть легко, когда дело касается Индии…

Следи за путешествиями Наташи, смотри её красочные фото, читай познания и инсайты на ёё пути:

Страну самых высоких гор, махараджей и париев, йогов, мегаполисов и джунглей, слонов и тигров, в общем, перечислять можно долго…

Самолет

Самый оптимальный и единственный для туриста, имеющего целью отдых в Индии, а не посещение всех стран на пути.

Прямые, регулярные, и, естественно, самые дорогие рейсы выполняют компании:

  • «Аэрофлот » - – Дели, ежедневно, время в пути 6 часов 5 минут,
  • «Трансаэро » - Москва – Дели и Москва – , по 2 раза в неделю (последний с января по март),
  • «Air India », летающая в Дели 4 раза в неделю.

Надо иметь в виду, что периодически, и зимой, и летом, и весной, и осенью «Аэрофлот» выдает акции, в время которых можно купить авиабилеты в Индию за 299 долларов (обычно средняя цена около 560 долларов), но, как обычно, к бочке меда должна прилагаться ложка дегтя: акция длится только 5 дней, билеты невозвратные и пробыть в Индии можно не больше месяца.

Стыковочными рейсами можно добраться с помощью Air Arabia, Etihad Airways, flydubai, Qatar Airways, Turkish Airlines. Для туриста выгоднее такой вариант, поскольку он бюджетнее, к тому же, при желании можно добраться не только до Дели или Гоа, но и во многие другие города.

Дешевле всего билеты стоят у Туркменских и Узбекских авиалиний, однако, надо обращать внимание на длительность стыковки, она может быть довольно долгой. Авиабилеты Катарских и Пакистанских авиалиний стоят дороже, возможно, благодаря прекрасным отзывам туристов об этих компаниях.

Для изучения большего количества вариантов можно принять во внимание авиакомпании «Air Astana», выполняющую 4 рейса в неделю из Алматы в Дели, и «Uzbekistan Airways», выполняющую 3 рейса в неделю из Ташкента в Дели.

Помимо регулярных рейсов, стоит обратить внимание и на «чартеры», обычно с туроператорами туристам можно добраться в сезон, с октября по апрель, билеты наверняка обойдутся дешевле, а если авиабилет будет «горящий», то цена вообще может достичь 200 долларов.

Ну, и конечно, нужно помнить про ограничения «чартеров»: и прилет, и вылет с одного и того же аэропорта, невозвратность билета, ограничение времени пребывания в Индии и строго фиксированная дата вылета.

Билеты в Индию можно подобрать с помощью этого ПОИСКОВИКА . Вбиваете нужный город, город вылета, и смотрите нужные рейсы на нужные даты.

В Нью-Дели туристы обычно прибывают во второй терминал международного аэропорта Индиры Ганди (Delhi – Indira Gandhi International Airport (IGI)), находящегося в 19 км от центра Нью-Дели, первый терминал обслуживает внутренние авиалинии.

В самом аэропорту к услугам туристов почта, отделение банка, обменник, кафе, ресторан, дьютифри, аптека, информбюро, ренткар стойка заказа такси.

Из аэропорта в город можно добраться либо электричкой, уходящей с третьего терминала, либо на автобусах курсирующих с 6:00 до 22:00 с интервалом в 20 минут, либо на такси, которое обойдется в 500 рупий. Ну и, конечно, добраться до всех достопримечательностей будет удобнее на арендованной машине. Арендовать ее можно будет заранее на этом .

Международный аэропорт Мумбаи (Chhatarpati Shivaji International Airport) находится в 28 километрах от города, инфраструктура такая же, как и в Нью-Дели.
На заметку туристу:

Обычно на международных рейсах принято подтверждать свой вылет за 72 часа, а регистрация начинается за 3-4 часа. В противном случае есть возможность остаться без места в самолете.

Поезд

Прямого железнодорожного пути из России в Индию не существует. Стоит упомянуть об этом сообщении только из ближайших стран.

Поездом «Maitree Express», в течение 10 часов есть возможность добраться из Дакки (Бангладеш) в , и поездом «Samjhauta Express», идущем 2 раза в неделю из Лахора (Пакистан) в Дели. Российскому туристу все это довольно неудобно, но особо упрямые могут выстроить свой маршрут до этих стран.

Автобус

Теоретически автобусом тоже можно добраться, но практически – это задача для туристов - экстремалов, в этом случае цель – похвастаться тем, что турист преодолел несколько тысяч километров до Индии на автобусе через такие страны, как Иран и Пакистан. Но возможно, найдутся и такие, был же в свое время Афанасий Никитин, а в наше время Антон Кротов, добравшийся до полуострова автостопом…

В то же время, будучи в Индии, вполне реально добраться на автобусах в соседние страны, например, в Непал Бангладеш или Пакистан.

Вариант с поездкой по морю рассматривать, наверно, еще менее интересно, чем передвижение по суше, поскольку прямых «пароходных» рейсов между и Индией не существует, т.е., добраться придется опять же на «попутках».

! На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8200 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 6900 руб

Эта справочная информация будет полезна тем, кто еще не покупал билет на поезда в Индии и не знаком с загадочной классификацией индийских вагонов.

Вся Индия с севера до юга (кроме высокогорных районов) опутана сетью железных дорог. Путешествовать по Индии на поездах очень удобно, это один из самых популярных видов транспорта здесь. На поезде можно добраться практически до любого населенного пункта. Билеты можно купить как в кассе, так и через интернет.

Вагоны обозначаются так: 1АС, 2АС, 3АС, SL, CC, GC.
Цены, как и у нас, зависят от класса вагона. Самые дорогие — 1АС, самые дешевые – GC.
Полки индийских поездов длиннее, шире и комфортнее, чем наших, шире и сами вагоны.
Все вагоны АС – кондиционированные, с тонированными стеклами, непрозрачными снаружи, у каждого места — своя розетка.
1АС – как наш купейный, бывает с 4-мя либо с 2-мя полками.
2АС –как наш плацкартный, но купе и боковые полки отделены от прохода плотными занавесками.

3АС – как наш плацкартный, но полки расположены в три этажа, т.е. всего в купе шесть полок. Боковых – две.
Вообще, если вы едете один или вдвоем, то удобнее всего ехать на боковых полках.
Каждая боковая полка в вагонах 2АС и 3АС закрывается отдельной плотной занавеской, и получается такая маленькая комнатка.
SL – слипер-класс – внешне как 3АС, только не кондиционированный и без занавесок, т.е. в купе – полки в три этажа, боковые – в два этажа. На потолке – вентиляторы.

СС — бывает в поездах, курсирующих по Индии на недальние расстояния (часов 5-6 пути). Это очень удобный сидячий кондиционированный вагон с мягкими сиденьями с откидывающимися спинками, с большим расстоянием для ног, с электрическими розетками. Здесь постоянно кормят-поят (за время пути – несколько раз).

GC – дженерал-класс – общий вагон. Это вагон типа SL, куда набивается неимоверное количество народа.
Туалетов в вагонах– четыре, по два с каждой стороны: европейский и индийский. Кроме того, в тамбуре — отдельный умывальник.

Индийские ж/д вокзалы

В небольших городках ж/д вокзалы обычно довольно чистые и безлюдные:

Но в мегаполисах, подобных Дели, Мумбаи и Варанаси, вокзал выглядит примерно так:
вокзал Мумбаи

вокзал Варанаси

Система оповещения о прибытии поездов

Система оповещения пассажиров устроена в Индии очень комфортно.
Вдоль всего перрона – электронные табло, на которых высвечивается номер прибывающего поезда, его название и номер вагона (все индийские поезда, кроме номера, обязательно имеют название). Даже на маленьких ж/д станциях вдоль перрона стоят указатели с номерами вагонов. Когда приходит поезд – каждый вагон останавливается четко напротив своего указателя. Это очень удобно, особенно когда стоянка недолгая, — не надо бежать вдоль поезда в поисках своего вагона. Стоишь спокойненько возле указателя — твой вагон остановится точно напротив тебя.
На ж/д вокзале в Кхандве, например, висит такое электронное табло:

Здесь сверху – номер поезда, его название, время прибытия, номер платформы. Ниже – номера стоек на перроне, а под ними – номер того вагона, который остановится напротив данной стойки. Например, у вас билет в вагон 2АС класса (кондиционированный вагон второго класса), обычно он обозначается буквой В. Смотрите в билете номер вашего вагона, например, В2. По табло видно, что он остановится у стойки №17. Идете на 2-ую платформу, находите стойку №17 и ждете. Ваш вагон остановится напротив вас. На вагоне будет висеть список пассажиров, там будет ваша фамилия.

WL – Waiting List – лист ожидания

В системе продажи билетов на поезда в Индии существует такое понятие как Waiting List. Когда заканчиваются билеты в вагон конкретного класса, открывается Waiting List (Лист ожидания). Вам продадут билет, на котором будут стоять буквы WL и рядом цифра. Допустим, WL8 – это значит, что после того как закончились места в этом вагоне, билеты продали еще семерым. Вы – восьмой. Если кто-то сдает билет, или снимается какая-либо бронь, то ваша очередь двигается. Вполне возможно, что она додвигается до билета с местом. А может и нет.
Теоретически — если до отхода поезда остается еще много дней, при этом WL у вас меньше 10, то скорее всего вы уедете с местом. А если остается пара дней, а WL двузначный, то шансов практически нет. В этом случае вы сдаете билет, и вам возвращают его стоимость.
В Индии очень популярно ездить на поездах, причем часто ездят целыми большими семьями, билеты берут заранее (ж/д билеты в Индии начинают продавать за три месяца). Штраф за возврат билета – символический. Поэтому, видимо, заранее покупается много билетов, и какая-то часть из них потом сдается.
Часа за два до отправления поезда на вокзале вывешиваются списки пассажиров, которым достался билет с местом.

Где купить билет на поезд в Индии

На любой железнодорожной станции есть касса. В крупных городах на вокзалах существуют специальные кассы для туристов (например, на ж/д вокзале в Дели касса для туристов находится на втором этаже, открыта с 8:00 до 20:00).
Также билеты на поезд можно купить в любом туристическом агентстве (travel agency), только надо иметь в виду, что там возьмут агентские комиссионные, которые иногда равны стоимости самого билета.
Через интернет купить билеты можно на сайте cleartrip.com. Если вам нужны билеты на ближайшие дни, а их нет, то имейте в виду, что за двое суток до отправления открывается квота Tatkal (немного дороже, чем General квота, главное — успеть их поймать).
Расписание поездов можно посмотреть здесь indianrail.gov.in/inet_metro_trns.html.

Запись опубликована 21.02.2014 автором в рубрике с метками , .
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх