Боцмандолжностная инструкция. Значение слова «боцман Матрос II класса
Боцман (нидерл. bootsmann ) - воинское звание младших командиров в Военно-морском флоте Египта , Русского царства и Российской империи . Боцман - старший строевой унтер-офицер , на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и, кроме того, - производство такелажных работ , подъём тяжестей, постановку и спуск рангоута , уборку якорей , всё касающееся до вооружения корабля, компас , управление рулём и парусами на шлюпках при всяких обстоятельствах, основу леерного сообщения с берегом и подводку пластыря на пробоину. Боцман, если на корабле их несколько, стоит вахту, и один из них называется старшим. На его обязанности лежит исправное состояние такелажа , употребляемого для подъёма тяжестей; во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорному месту приготовляет якоря и сам отдаёт якорь, как только последует приказание, наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При работе старший боцман находится на баке . Когда команда наверху, старший боцман принимает обязанности вахтенного боцмана. После революции звание боцмана было упразднено.
Младшее звание: Боцманмат |
Боцман |
Старшее звание: Старший боцман Гардемарин Кондукто́р Старший фельдшер |
См. также
Напишите отзыв о статье "Боцман"
Литература
- // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [М .] : Тип. т-ва И. В. Сытина , 1911-1915.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Отрывок, характеризующий Боцман
– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.
– Они не могут удержать всей этой линии. Это невозможно, я отвечаю, что пг"ог"ву их; дайте мне пятьсот человек, я г"азог"ву их, это вег"но! Одна система – паг"тизанская.
Действует Редакция от 22.07.2010
Наименование документ | ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 22.07.2010 N 999 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА" |
Вид документа | приказ, устав |
Принявший орган | минобороны рф |
Номер документа | 999 |
Дата принятия | 12.10.2010 |
Дата редакции | 22.07.2010 |
Номер регистрации в Минюсте | 18311 |
Дата регистрации в Минюсте | 31.08.2010 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 22.07.2010 N 999 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА"
БОЦМАНСКАЯ КОМАНДА
Боцман
168. Боцман подчиняется старшему помощнику капитана. Он является непосредственным руководителем судовых работ по обслуживанию корпуса и палубных механизмов судна, палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, цистерн пресной воды (измерительных, приемных и воздушных труб), рангоута, такелажа, трапов и кранцев.
Он отвечает за готовность к использованию якорного, швартовного, буксирного и рулевого устройств, а также спасательных и противопожарных средств (оборудования, имущества и инвентаря).
169. Боцман обязан:
составлять планы судовых работ по корпусной части судна и обеспечивать подготовку и установку лесов, беседок и приспособлений для выполнения работ повышенной опасности, в том числе работ на высоте и за бортом судна;
следить за исправным состоянием и готовностью к использованию коллективных и индивидуальных спасательных средств, оборудования для спуска их на воду, снабжением установленным имуществом и инвентарем;
организовывать подготовку трюмов, механизмов и устройств к грузовым операциям, а также крепление груза на палубах, обращая особое внимание на крепление тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
готовить материалы для составления ремонтных ведомостей по корпусной части и палубным механизмам судна, составлять заявки и организовывать снабжение судна спасательным, противопожарным, шкиперским, другим имуществом и инвентарем по заведованию;
обходить ежедневно судно, следить за чистотой и порядком на верхней палубе, в жилых помещениях и столовой команды.
170. Перед выходом судна в море боцман должен проверить надежность закрытия грузовых и иных люков и горловин, крепление палубных устройств, лееров, катеров (шлюпок), оборудования и механизмов, находящихся на верхней палубе, и доложить об их состоянии старшему помощнику капитана.
171. При проходе судном узкостей, подходе к месту якорной стоянки, выполнении швартовных операций боцман должен подготовить якоря к отдаче и находиться на баке или ином месте по указанию старшего (вахтенного) помощника капитана.
При стоянке судна в базе (в порту) боцман должен контролировать состояние и исправность трапов (сходен), кранцев, траповых лебедок и швартовных тросов, а также обеспечивать выполнение работ, связанных с безопасной стоянкой судна.
Старший матрос172. Старший матрос подчиняется боцману и в необходимых случаях замещает его.
Он отвечает за учет и надлежащее хранение инвентаря и инструмента для работ по корпусной части судна, а также брезентов, тентов, чехлов, спасательных нагрудников и другого имущества, находящегося в заведовании.
173. Старший матрос обязан:
самостоятельно работать с якорными, швартовными, буксирными и другими палубными устройствами судна;
обеспечить должное хранение и ремонт брезентов, тентов, чехлов, спасательных нагрудников, также инструмента, инвентаря и другого имущества корпусной части судна;
выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы, в том числе работы повышенной опасности (за бортом, на мачтах и т.п.);
следить за исправным состоянием огнетушителей и пожарных шлангов, а также аварийных фонарей, переносных люстр и ламп;
обеспечивать пожарную безопасность, чистоту и порядок в кладовых и помещениях, находящихся в заведовании;
нести ходовые (на руле) и стояночные вахты согласно графику.
174. Старший матрос должен знать и уметь выполнять обязанности матроса 1 класса, управлять шлюпкой и всеми судовыми спасательными средствами на веслах, под парусом или мотором.
При швартовных операциях старший матрос должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.
175. Старший матрос руководит работой матросов боцманской команды по обслуживанию корпуса и корпусных конструкций судна. На судах, где штатом (штатным перечнем) судна должность боцмана не предусмотрена, старший матрос выполняет его обязанности.
Старший матрос пожарный176. Старший матрос пожарный подчиняется боцману. В заведовании старшего матроса пожарного находится противопожарное имущество и инвентарь.
177. Старший матрос пожарный обязан:
проверять противопожарное состояние трюмов и выполнение требований пожарной безопасности грузовых работ;
следить за соблюдением требований пожарной безопасности при выполнении на судне работ с применением открытого огня;
уметь пользоваться переносными пожарными мотопомпами, дымососами, а на нефтеналивных судах, кроме того, уметь пользоваться газоанализаторами и переключать основные клинкеты на верхней палубе.
178. Старший матрос пожарный должен нести ходовые вахты на мостике (впередсмотрящим) и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию и руководить работой матросов пожарных.
Матрос 1 класса179. Матрос 1 класса подчиняется старшему матросу и в необходимых случаях замещает его.
180. Матрос 1 класса обязан:
знать общие сведения по судовождению, раскраску и внешние признаки средств навигационного ограждения, основные положения правил предупреждения столкновений судов в море;
нести ходовую вахту на руле, управлять рулевым устройством по магнитному компасу и гирокомпасу, уметь переходить с автоматического управления рулем на ручное и обратно;
управлять грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами;
знать расположение грузовых помещений на судне, цистерн пресной воды, их горловин, мерительных и воздушных труб, а на наливных судах, кроме того, - расположение грузовых и зачистных систем и уметь манипулировать основными приводами клапанов (клинкетов);
уметь управлять судовыми спасательными средствами на веслах и под парусом (мотором), проводить разбивку лотлиней и измерять глубину ручным лотом.
181. Наиболее опытный матрос 1 класса назначается старшим рулевым и обеспечивает чистоту и порядок в штурманской рубке, надлежащее хранение и содержание сигнальных флагов и знаков, ручных лотов и другого штурманского имущества.
Матрос 2 класса182. Матрос 2 класса подчиняется старшему матросу.
183. Матрос 2 класса обязан:
выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы по уходу за корпусом, рангоутом и такелажем, включая работы на высоте и за бортом судна;
уметь передавать и принимать сообщения световой и флажной сигнализации;
уметь пользоваться судовыми спасательными средствами, управлять шлюпкой на веслах, с ручным или механическим приводом.
184. Матрос 2 класса должен готовить грузовые устройства и помещения судна к грузовым операциям, а при выполнении грузовых операций находиться в трюме или у люка и следить за размещением груза, при необходимости вести счет груза и наблюдать за его сохранностью.
185. Матрос 2 класса может привлекаться к несению вахты на руле и выполнению работ с грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами после получения инструктажа на рабочем месте или под руководством боцмана (старшего матроса).
Матрос-водолаз186. Матрос-водолаз подчиняется боцману, а на судах, где штатом (штатным перечнем) должность боцмана не предусмотрена, - старшему помощнику капитана.
Он отвечает за исправное состояние и готовность к использованию водолазного снаряжения, оборудования и имущества.
187. Матрос-водолаз обязан:
готовить водолазное снаряжение и оборудование к проведению спусков и выполнению типовых водолазных работ;
выполнять типовые водолазные работы, связанные с подводной арматурой судна (очисткой кингстонных решеток, винтов и рулей от обрастания, намоток и засорений), а также выполнять простые монтажные и слесарные работы под водой;
устранять простейшие неисправности водолазного снаряжения и оборудования, обслуживать декомпрессионную барокамеру;
оказывать помощь водолазам в аварийных ситуациях и при водолазных заболеваниях.
188. На спасательных и специальных судах, имеющих нескольких матросов-водолазов, обязанности каждого из них определяет старший помощник капитана.
Матрос189. Матрос подчиняется старшему матросу.
190. Матрос обязан:
выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы по уходу за корпусом, рангоутом и такелажем;
нести ходовые вахты на мостике (впередсмотрящим) и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию;
уметь пользоваться судовыми спасательными средствами;
производить уборку помещений, расписанных ему в заведование, и участвовать в подсобных судовых работах по указанию боцмана.
191. Матрос может привлекаться к несению вахты на руле и выполнению работ с грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами после получения инструктажа на рабочем месте или под руководством боцмана (старшего матроса).
На судах, где штатом предусмотрено несколько матросов, обязанности каждого из них определяет боцман.
(01) знать устройство и уметь обслуживать главные, вспомогательные механизмы и технические средства их обслуживающие, уметь управлять ими;
(02) знать расположение и назначение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими;
(03) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;
(04) уметь обслуживать электрооборудование машинных помещений.
223. Моторист (машинист) I класса обязан:
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
224. Моторист (машинист) I класса может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Моторист (машинист) II класса
225. Моторист (машинист) II класса подчиняется второму механику.
Моторист (машинист) II класса должен:
(01) знать устройство главных и вспомогательных механизмов, назначение и расположение обслуживаемых им трубопроводов и клапанов;
(02) уметь обслуживать главные и вспомогательные механизмы и технические средства, обеспечивающие их работу;
(03) уметь обслуживать вспомогательные котлы и технические средства, обеспечивающие их работу;
(04) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.
226. Моторист (машинист) II класса обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию.
227. Моторист (машинист) II класса может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Старший котельный машинист
228. Старший котельный машинист непосредственно подчиняется третьему механику. Старший котельный машинист должен:
(01) уметь управлять котельной установкой и техническими средствами, обслуживающими ее;
(02) знать устройство и уметь обслуживать системы, механизмы, средства автоматизации и контрольно-измерительные приборы, обслуживающие котельную установку;
(03) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.
229. Старший котельный машинист обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной установки и технических средств, обслуживающих ее;
(03) руководить работами котельных машинистов;
(04) нести вахту согласно судовому расписанию.
230. Старший котельный машинист может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Котельный машинист
231. Котельный машинист подчиняется третьему механику.
Котельный машинист должен:
(01) знать устройство и уметь обслуживать котлы, системы, механизмы, средства автоматизации и контрольно-измерительные приборы, обслуживающие котельную установку;
(02) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средства пожаротушения и уметь ими пользоваться.
232. Котельный машинист обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной установки;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию.
233. Котельный машинист может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Кладовщик
234. Кладовщик непосредственно подчиняется второму механику.
Кладовщик осуществляет хранение материально-технического снабжения механической части и содержание в должном порядке кладовых машинного помещения, ремонтирует инструмент, а также принимает участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств.
235. Кладовщик при наличии квалификационного свидетельства моториста (машиниста) может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической установки.
Токарь
236. Токарь непосредственно подчиняется второму механику.
Токарь отвечает за надежную работу и техническое состояние станков и оборудования механической мастерской и обеспечивает исправное состояние инструмента, средств малой механизации и приспособлений механической части.
Токарь должен уметь выполнять станочные и слесарные работы, знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться, выполнять правила техники безопасности и пожаробезопасности.
237. Токарь обязан принимать участие в работах по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте. При наличии квалификационного свидетельства моториста (машиниста) токарь может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической установки.
Рефрижераторный механик
238. Рефрижераторный механик подчиняется непосредственно старшему механику. Рефрижераторному механику подчиняются рефрижераторные машинисты.
Рефрижераторный механик отвечает за надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и техническое состояние холодильной установки и установки кондиционирования воздуха со всеми обслуживающими ее техническими средствами (включая воздушную систему), средств автоматизации (кроме элементов электрических схем), контрольно-измерительных приборов и других технических средств своего заведования.
Рефрижераторный механик ведает сменно-запасными частями и материально-техническим снабжением своего заведования и является ответственным руководителем работ по рефрижераторным установкам.
239. Рефрижераторный механик обязан по своему заведованию:
(01) обеспечивать соблюдение заданных режимов во всех охлаждаемых помещениях;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических, средств, инструкции заводов-строителей и другие инструкции, устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы технических средств, составлять план работ и представлять его старшему механику;
Второй электромеханик
255. Второй электромеханик (на электроходах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях второй электромеханик замещает старшего электромеханика.
Второй электромеханик отвечает за надежную работу и техническое состояние главных генераторов, гребных электродвигателей и основных электроприводов, обслуживающих гребную установку, центрального поста управления гребной установкой, электропривода рулевого устройства, авторулевого, аварийно-спасательных и пожарных насосов, щитов электродвижения и вспомогательной электростанции, машинного телеграфа, постов управления, средств автоматизации и контроля электродвижения судна.
Второй электромеханик ведает электромастерской и электрокладовыми.
256. Второй электромеханик обязан по своему заведованию:
(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электрооборудования;
(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента;
(06) производить с разрешения старшего электромеханика проворачивание гребных электродвигателей и главных генераторов после выполненных ремонтно-профилактических работ;
(07) вести журнал замеров сопротивления изоляции.
Второй электромеханик несет вахту согласно судовому расписанию.
257. На судах без электродвижения второй электромеханик подчиняется первому электромеханику, в необходимых случаях замещает его. Обязанности по заведованиям между первым и вторым электромеханиками распределяет старший механик.
Третий электромеханик
258. Третий электромеханик (на электроходах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях третий электромеханик замещает второго электромеханика.
Третий электромеханик отвечает за надежную работу и техническое состояние вспомогательных и аварийных генераторов, электрооборудования палубных механизмов, подруливающего устройства, электроприводов вспомогательных механизмов машинного помещения, электрической части котельной автоматики.
259. Третий электромеханик обязан по своему заведованию:
(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и пожаробезопасности;
(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электрооборудования;
(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;
(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;
(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента. Третий электромеханик несет вахту согласно судовому расписанию.
Четвертый электромеханик
260. Четвертый электромеханик (на электроходах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях четвертый электромеханик замещает третьего электромеханика.
Четвертый электромеханик отвечает за надежную работу и техническое состояние кабельной сети, электроприводов вспомогательных механизмов, не вошедших в заведование второго и третьего электромехаников, электрических вентиляторов , преобразователей, электрооборудования камбуза, освещения, в том числе аварийного, ходовых огней, прожекторов, тифонов и аккумуляторных батарей .
261. Четвертый электромеханик обязан по своему заведованию:
(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и правила пожаробезопасности;
(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электрооборудования;
(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;
(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;
(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента;
(06) своевременно, согласно инструкциям, производить зарядку аккумуляторных батарей, вести аккумуляторный журнал;
(07) следить за правильным использованием электрического освещения. Четвертый электромеханик несет вахту согласно судовому расписанию.
Техник АТС
262. Техник АТС непосредственно подчиняется старшему электромеханику (электромеханику) .
Техник АТС отвечает за надежную работу и техническое состояние судовой автоматической телефонной станции, командных телефонных коммутаторов и внутрисудовых систем сигнализации.
263. Техник АТС обязан:
(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и правила пожаробезопасности;
(02) осуществлять техническое обслуживание средств телефонной связи и внутрисудовых систем сигнализации и контролировать их правильное использование;
(03) вести установленную техническую документацию по своему заведованию. Техник АТС может привлекаться к вахтенному и техническому обслуживанию судового электрооборудования при наличии квалификационного свидетельства электрика.
Старший электрик
264. Старший электрик подчиняется электромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, старший электрик подчиняется второму механику. В необходимых случаях старший электрик замещает электромеханика.
265. Старший электрик обязан:
(01) выполнять техническое обслуживание всего судового электрооборудования и средств внутренней телефонной связи;
(03) ведать электромастерской и электрокладовыми, обеспечивать надлежащее хранение, учет и расходование материально-технического снабжения по электрической части;
(04) нести вахту согласно судовому расписанию, если на судне установлено несение вахт электриками.
266. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность четвертого электромеханика, старший электрик с разрешения и под ответственность старшего электромеханика может допускаться к несению вахты электромеханика.
267. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций старший электрик несет вахту в месте, указанном электромехаником.
268. Старший электрик может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Электрик 1 класса
269. Электрик I класса подчиняется электромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, электрик I класса подчиняется второму механику. В необходимых случаях электрик I класса замещает старшего электрика.
270. Электрик I класса должен:
(01) знать устройство и принцип действия всего судового электрооборудования;
(02) уметь управлять всеми техническими средствами судового электрооборудования;
(03) знать принцип действия и конструктивные особенности механической установки;
(04) уметь пользоваться всеми судовыми средствами пожаротушения.
271. Электрик I класса обязан:
(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, инструкции, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию, если на судне установлено несение вахты электриками.
272. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций электрик I класса несет вахту в месте, указанном электромехаником.
273. Электрик 1 класса может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Электрик II класса
274. Электрик II класса подчиняется электромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, электрик II класса подчиняется второму механику.
Электрик II класса должен:
(01) знать принцип действия судового электрооборудования;
(02) уметь управлять техническими средствами электрооборудования механической установки;
(03) знать принцип действия и конструктивные особенности механической установки;
(04) уметь пользоваться средствами пожаротушения машинного помещения.
275. Электрик II класса обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всего судового электрооборудования;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила пожаробезопасности и техники безопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию, если на судне установлено несение вахт электриками.
276. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций электрик II класса несет вахту в месте, указанном электромехаником.
277. Электрик II класса может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Боцман
278. Боцман подчиняется старшему механику, является командиром непосредственно подчиненных ему членов экипажа и руководителем работ по корпусной части.
При подготовке судна к рейсу и плавании в сложных условиях, а также для выполнения работ , связанных с обеспечением сохранной перевозки грузов и судового имущества, боцман поступает в распоряжение старшего помощника капитана.
Боцман обеспечивает техническое обслуживание:
(01) корпуса, палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, балластных танков и танков пресной воды, их мерительных, воздушных и приемных труб, рангоута, такелажа , трапов, штормтрапов и кранцевой защиты судна;
(02) рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств с их техническими средствами (кроме механической и электрической частей этих средств);
(03) спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря и других технических средств своего заведования.
Боцман ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением и кладовыми по своему заведованию. Боцман руководит малярными и такелажными работами по судну (включая машинные помещения).
279. Боцман обязан:
(01) выполнять правила технической эксплуатации технических средств своего заведования, устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы этих технических средств;
(02) составлять план работ по корпусной части и представлять его на утверждение старшему механику;
(03) распределять подчиненных ему членов экипажа по вахтам и работам, согласовывая со старшим механиком и старшим помощником капитана, вести учет их рабочего времени, и дней отдыха;
(04) выполнять правила, инструкции по технике безопасности и пожаробезопасности, требовать выполнения этих правил подчиненными ему лицами и обеспечивать безопасную организацию работ;
(05) руководить ремонтно-профилактическими работами по корпусной части, выполняемыми судовыми специалистами;
(06) обеспечивать подготовку трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям, принимать участие в работах при погрузке и выгрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
(07) обеспечивать подготовку корпусной части к отходу судна и штормовому плаванию, крепление груза, оборудования, имущества, контролировать крепление груза береговыми специалистами и докладывать вахтенному помощнику капитана;
(08) перед каждым приходом судна в порт обеспечивать проверку исправности траповых лебедок, привлекая для этого ответственных лиц по необходимости;
(09) обеспечивать готовность к действию аварийного и противопожарного оборудования, имущества, спасательных средств коллективного и индивидуального пользования, их снабжения и спусковых устройств;
(10) обеспечивать своевременные проверки и испытания якорных цепей, блоков, гаков, цепей, скоб и другого такелажного имущества корпусной части;
(11) подготавливать материалы для составления ремонтных ведомостей, контролировать качество работ по корпусной части, выполняемых береговыми специалистами;
(12) обеспечивать чистоту и порядок на палубе, в помещениях и столовой команды;
(13) знакомить вновь поступающих на судно членов экипажа с расписанием по заведованиям, расписанием по тревогам, расположением аварийного и противопожарного оборудования и имущества, спасательных средств коллективного и индивидуального пользования и обучать обращению с ними;
(14) составлять заявки на материально-техническое снабжение по своему заведованию, обеспечивать прием, учет и хранение сменно-запасных частей и материально-технического снабжения корпусной части;
(15) вести установленную документацию по своему заведованию.
280. При проходе судном узкостей, входе в порт, выходе из него, при подходе к месту якорной стоянки и во время швартовных операций боцман должен находиться на баке или, при необходимости, в другом месте по указанию старшего помощника капитана.
При стоянке судна в порту боцман обязал по указанию вахтенного помощника капитана обеспечивать выполнение работ, связанных с эксплуатацией и безопасной стоянкой судна, с уведомлением старшего механика.
К несению вахт боцман может привлекаться по указанию капитана.
281. На судах, где не предусмотрена должность старшего матроса, боцман выполняет его обязанности.
На судах, где предусмотрено несколько боцманов, их обязанности определяются согласно установленному порядку.
Подшкипер
282. Подшкипер непосредственно подчиняется боцману и является его заместителем.
Подшкипер осуществляет прием, учет и хранение сменно-запасных частей и материально-технического снабжения корпусной части.
283. Подшкипер обязан:
(01) готовить материалы для заявок на материально-техническое снабжение корпусной части и представлять их боцману;
(02) обеспечивать должное хранение и ремонт брезентов , тендов, виндзелей, спасательных нагрудников, чехлов и другого имущества корпусной части;
(03) обеспечивать исправность и сохранность средств малой механизации, приспособлений, инвентаря и инструмента корпусной части;
(04) выполнять судовые такелажные, парусные и малярные работы, составлять требуемые для покрасочных работ краски;
(05) осуществлять управление палубными техническими средствами;
(06) обеспечивать исправное состояние пожарных шлангов, соединительных гаек, огнетушителей и аварийных фонарей;
(07) обеспечивать пожаробезопасность, чистоту и порядок в кладовых помещениях
корпусной части и подшкиперской, выполнять правила техники безопасности;
(08) обеспечивать сохранность и исправное состояние переносных люстр и ламп, своевременно сдавая их в ремонт электромеханику;
(09) выполнять обязанности старшего матроса (на судах, где не предусмотрена должность старшего матроса).
284. Подшкипер должен иметь квалификационное свидетельство матроса I класса и может привлекаться к несению вахт.
При швартовных операциях подшкипер должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.
Старший матрос (плотник)
285. Старший матрос непосредственно подчиняется боцману. В необходимых случаях старший матрос замещает боцмана.
Старший матрос должен:
(01) уметь выполнять судовые плотницкие работы по корпусной части;
(02) уметь управлять всеми техническими средствами корпусной части;
(03) уметь пользоваться палубными средствами пожаротушения;
(04) знать приемную систему пресной воды, расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их воздушных и мерительных труб и мерительных труб грузовых помещений.
286. Старший матрос обязан:
(01) принимать пресную воду, производить ежедневно замеры воды в танках, сточных колодцах и льялах, записывать результаты замеров на доске в машинном помещении, в тетради замеров и докладывать старшему помощнику капитана;
(02) выполнять плотницкие работы и принимать участие в судовых работах, техническом обслуживании и ремонте корпусной части, такелажных и покрасочных работах по судну;
(03) обеспечивать исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, дверей, люков, лазов, горловин, затемнителей и воздушных заслонок вентиляционных устройств;
(04) следить за техническим состоянием пожарной магистрали на палубе, осушительного трубопровода в трюмах, приемных сеток, льял, пайолов, рыбинсов и люковых закрытий грузовых помещений;
(05) обеспечивать подготовку беседок и лесов для работ за бортом, на мачтах и дымовых трубах;
(06) обеспечивать надлежащее состояние кранцев, румпель-талей и штуртросов, трапов, штормтрапов и сходней;
(07) обеспечивать пожаробезопасность в плотницкой и выполнять правила техники безопасности, руководить работой матросов;
(08) выполнять обязанности подшкипера (на судах, где не предусмотрена должность подшкипера).
При швартовных операциях старший матрос должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.
287. Старший матрос должен иметь квалификационное свидетельство матроса I класса и может привлекаться к несению вахт по указанию капитана.
Старший матрос может привлекаться к малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте.
Матрос 1 класса
288. Матрос I класса непосредственно подчиняется боцману. Матрос I класса должен:
(01) знать и выполнять обязанности матроса II класса;
(02) знать сигналопроизводство;
(03) уметь управлять палубными техническими средствами;
(04) уметь пользоваться судовыми спасательными средствами и управлять спасательными шлюпками на веслах и под парусами;
(05) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;
(06) знать расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их мерительных, воздушных труб и мерительных труб грузовых помещений, уметь манипулировать основными приводами клинкетов на палубах;
(07) уметь производить разбивку лотлиней и измерять глубину ручным лотом.
289. Матрос I класса обязан:
(01) нести ходовые на мостике и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию;
(02) принимать участие в судовых работах и техническом обслуживании корпусной части (включая работы на высоте и за бортом);
(03) принимать участие в подготовке грузовых устройств и помещений к грузовым операциям, открывать и закрывать грузовые трюмы, оборудованные люковыми закрытиями с механическим и гидравлическим приводами.
290. Наиболее опытный матрос I класса назначается старшим рулевым.
Старший рулевой обязан обеспечивать чистоту и порядок в штурманской и рулевой рубках, надлежащее содержание и хранение сигнальных флагов и знаков, ручных лотов, забортных буксируемых лагов и ручного туманного горна.
Матрос II класса
291. Матрос II класса непосредственно подчиняется боцману.
Матрос II класса должен:
(01) знать расположение по судну аварийно-спасательного противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и уметь их использовать по назначению;
(02) уметь пользоваться судовыми спасательными средствами и управлять шлюпками с ручным и механическим приводами;
(03) уметь осуществлять прием и передачу сообщений посредством световой и флажной сигнализации;
(04) уметь выполнять малярные, такелажные и парусные работы.
292. Матрос II класса обязан:
(01) нести ходовые вахты на мостике и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию;
(02) принимать участие в судовых работах и работах по техническому обслуживанию корпусной части;
(03) принимать участие в открытии и закрытии люков трюмов, выпускать и выбирать забортный лаг, снимать отсчеты лага;
(04) принимать участие в подготовке и уборке грузовых средств и инвентаря;
(05) убирать палубу и судовые помещения;
(06) принимать участие в швартовных работах согласно судовому расписанию;
(07) при выполнении работ, связанных с грузовыми операциями:
перед началом грузовых операций следить за тем, чтобы люковые крышки с гидравлическим и механическим приводом были надежно закреплены, горловины всех цистерн задраены, трубопроводы исправны, льяла, сточные колодцы и приемные сетки были чистыми, а льяльные крышки плотно закрыты;
во время грузовых операций находиться в трюме или у люка и следить за размещением груза по указанию второго помощника капитана;
контролировать сепарирование груза и при необходимости вести счет груза;
наблюдать за сохранностью груза в трюме и не допускать к погрузке грузовые места, имеющие неисправную тару или маркировку, не соответствующую документации. О всех обнаруженных недостатках немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана;
при прекращении грузовых операций докладывать вахтенному помощнику капитана;
если во время грузовых операций снимаются не все бимсы, следить за тем, чтобы оставшиеся бимсы были тщательно закреплены болтами;
наблюдать за исправностью трюмных трапов. О всех обнаруженных повреждениях немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана;
не допускать в трюм лиц в нетрезвом состоянии;
не допускать курения в трюме, обеспечивать порядок и чистоту в трюме;
(08) при отсутствии в штате судна должности матроса пожарной части выполнять его обязанности.
Матрос II класса может привлекаться к малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте.
Матрос-водолаз
293. Матрос-водолаз непосредственно подчиняется боцману. Матрос-водолаз выполняет подводные работы по распоряжению старшего механика, руководствуясь правилами техники безопасности и действующими положениями, касающимися производства водолазных работ.
Матрос-водолаз обеспечивает исправное состояние водолазного оборудования и имущества, выполняет судовые работы и привлекается к несению вахт.
При наличии на судне нескольких матросов-водолазов более опытный из них назначается старшим.
Глава VIII СЛУЖБА БЫТА
Помощник капитана по хозяйственной части
294. Помощник капитана по хозяйственной части подчиняется непосредственно старшему помощнику капитана и является начальником службы быта (команды бытового обслуживания).
295. Помощник капитана по хозяйственной части организует питание экипажа судна, обеспечивает своевременное получение и хранение продуктов столового довольствия и питьевой воды , а также получение материально-технического снабжения (исключая снабжение бункером , смазочными материалами, водой), ведет кассовую книгу , производит расчеты с экипажем, составляет кассовые отчеты, обеспечивает соблюдение правил и инструкций по технике безопасности, пожарной безопасности , а также санитарных правил подчиненными ему членами экипажа.
296. Помощник капитана по хозяйственной части обязан:
(01) составлять и своевременно оформлять заявки на продукты питания и промтовары, при доставке продуктов на судно проверять их наличие;
(02) составлять совместно с врачом меню питания экипажа и пассажиров (при отсутствии пассажирской службы), обеспечивая необходимую калорийность и разнообразие по ассортименту пищи с учетом запросов членов экипажа;
(03) на первое число последующего месяца, а также по требованию капитана или судового комитета совместно с назначенной комиссией и участием судового врача производить проверку продуктов, табачных и других изделий и тары. Проверка оформляется актом, который утверждается капитаном;
(04) вести учет продуктов питания, табачных изделий, материально-технического снабжения, инвентаря и денежных средств ;
(05) составлять денежный и кассовый отчеты и после утверждения их капитаном
направлять судовладельцу в установленном порядке;
(06) составлять и своевременно подавать заявки на камбузное, буфетное имущество и совместно с материально-ответственными лицами организовывать их получение;
(07) на основании полученных от материально-ответственных лиц документов составлять и своевременно представлять материалы к инвентаризации материально-имущественных ценностей.
297. Помощник капитана по хозяйственной части должен:
(01) вести табель рабочего времени членов экипажа, а также табель на сверхурочные работы и направлять их судовладельцу;
(02) по согласованию со старшим помощником и старшим механиком составлять заявки на материально-техническое снабжение;
(03) вести учет расходования лимита по материально-техническому снабжению судна;
(04) осуществлять контроль за правильным получением денег с членов экипажа по всем видам задолженности;
(05) оформлять и выдавать членам экипажа, уходящим с судна, аттестаты, таможенные и другие справки;
(06) обеспечивать своевременный обмен и заправку огнетушителей, аппаратов КИП и аквалангов.
298. Помощник капитана по хозяйственной части несет ответственность в установленном законом порядке:
(01) за выдачу, учет и остаток денежных средств в советской, иностранной валюте и чеках Внешторгбанка;
(02) за санитарное состояние судовых помещений, помещений судоблока и оборудования;
(03) за соблюдение правил и инструкций по технике безопасности, пожаробезопасности и санитарных правил членами службы быта (команды бытового обслуживания).
299. При наличии диплома о присвоении морского звания помощник капитана по хозяйственной части может быть привлечен к несению вахты как на ходу, так и на стоянке.
Повар
300. Повар на судах, где отсутствует заведующий производством, непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
Повар руководит работой камбузного персонала.
В обязанности повара входит приготовление и раздача пищи.
Повар принимает участие в составлении заявок на продукты и контролирует качество продуктов, доставляемых на судно.
Повар обеспечивает содержание в надлежащем состоянии камбузных помещений и оборудования, камбузной посуды и холодильников, а также принимает меры к своевременному получению и необходимому ремонту камбузного инвентаря и другого имущества.
Повар принимает участие в составлении меню совместно с судовым врачом и артельщиком и представляет его на утверждение помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
На судах, где нет должности пекаря, его обязанности возлагаются на повара.
На судах, где несколько поваров, один из них назначается старшим.
Пекарь
301. Пекарь непосредственно подчиняется повару.
В обязанности пекаря входит выпечка хлебобулочных и кондитерских изделий и работа на. камбузе под руководством повара.
Камбузник
302. Камбузник непосредственно подчиняется повару и выполняет работы по его указанию. В обязанности камбузника входит содержание в чистоте камбуза, камбузных подсобных помещений и посуды.
На судах, где имеется один повар, камбузник помогает ему в приготовлении и раздаче пищи.
Буфетчик
303. Буфетчик непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
На буфетчика возлагается заведование буфетом, уборка и обслуживание кают-компании, а также уборка кают капитана и старшего командного состава.
Буфетчик принимает посуду, оборудование буфета, столовое белье, а также постельное белье экипажа, следит за их надлежащим состоянием и ведет учет этого имущества.
Дневальный
304. Дневальный непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части. При отсутствии в штате помощника капитана по хозяйственной части дневальный подчиняется старшему помощнику капитана.
В обязанности дневального входит уборка кают командного состава, служебных помещений, красного уголка (клуба), коридоров, а также содержание в чистоте помещения столовой команды, подача пищи в столовую судовой команды и мытье посуды.
Дневальный принимает у буфетчика необходимое количество посуды, белья и другого инвентаря и следит за их сохранностью.
При наличии в штате судна более одного дневального обязанности каждого из них определяются помощником капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшим помощником капитана.
На пассажирских судах дневальные, обслуживающие пассажирские помещения, непосредственно подчиняются старшему бортпроводнику и их обязанности устанавливаются помощником капитана по пассажирской части.
Артельщик
305. Артельщик избирается на общем собрании экипажа с последующим назначением приказом по судну.
Артельщик непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
Помимо выполнения своих обязанностей по занимаемой им штатной должности, артельщик получает продовольствие для экипажа и обеспечивает его сохранность в соответствии с установленными санитарными правилами, а также следит за содержанием в должном порядке кладовых и других помещений для хранения продуктов, ежесуточно выдает, в соответствии с утвержденным меню, продукты поварам для приготовления пищи, принимает участие в составлении меню, а также производит продажу членам экипажа продуктов питания и предметов повседневного обихода.
Артельщик ведет учет суточного расхода продуктов и несет материальную ответственность в установленном законом порядке за сохранность продовольствия.
Глава IX РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Начальник радиостанции
306. Начальник радиостанции непосредственно подчиняется капитану и является начальником радиотехнической службы.
Начальник радиостанции руководит работой судовых радиоспециалистов, электрорадионавигатора и несет радиовахту согласно Правилам радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР и судовому расписанию.
Начальник радиостанции несет ответственность за радиосвязь судна, техническое состояние и постоянную готовность к действию аппаратуры радиосвязи и радиотрансляции, телеустановок, факсимильной аппаратуры, шлюпочных радиостанций, судовых инвентарных радиоприемников, магнитофонов.
Начальник радиостанции. несет ответственность за техническое состояние и постоянную готовность к действию радионавигационных приборов в случае, когда на него возложено их техническое обслуживание.
При наличии в штате судна должности электрорадионавигатора начальник радиостанции несет ответственность за техническое состояние и постоянную готовность к действию всех электрорадионавигационных приборов.
307. Начальник радиостанции обязан:
(01) строго соблюдать Правила радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР;
(02) контролировать соблюдение санитарных норм на радиоизлучение от передающих устройств судна;
(03) обеспечивать соблюдение правил и инструкций по технике безопасности подчиненными ему лицами;
(04) составлять расписание вахт радиоспециалистов и представлять его на утверждение капитану;
(05) организовывать и осуществлять регулярный и своевременный прием метеосводок и штормовых предупреждений по районам, указанным капитаном, а также навигационных извещений мореплавателям (НАВИМ) и навигационных предупреждений (НАВИП);
(06) обеспечивать постоянную готовность средств аварийной радиосвязи;
(07) немедленно открывать вахту па частоте 500 кГц или 2182 кГц в случае опасности, грозящей судну, или приема сигнала тревоги от автоаларма;
(08) обеспечивать прием факсимильных передач карт погоды и состояния моря;
(09) ежедневно проверять радиотелеграфный журнал, подписывать его и представлять на подпись капитану;
(10) сдавать рейсовое донесение начальнику службы связи и электрорадионавигации судовладельца.
Соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. ВЫПУСК 67. Водный транспорт. Раздел "Морской транспорт" (С изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства транспорта и связи Украины N 189 от 10.05.2005 г., N 671 от 06.08.2007 г.). Издание второе, дополненное, переработано по состоянию на 06.08.2007 год", который утвержден приказом Министерства транспорта Украины 10.12.2001 г. N 863. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий"
.
Предисловие к должностной инструкции
0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.
0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.
1. Общие положения
1.1. Должность "Боцман" относится к категории "Рабочие".
1.2. Квалификационные требования - профессионально-техническое образование. Повышение квалификации и стаж работы на судах по профессии матроса 1 класса - не менее 3 лет.
1.3. Знает и применяет в деятельности:
- правила и порядок выполнения работ во время швартовки и буксировки судна;
- правила технической эксплуатации грузового, якорно-швартовного и бугельного устройств;
- правила эксплуатации шлюпок и плотов, трапов и сходень, люковых закрытий;
- сроки испытания якорных цепей, блоков, крюков, скоб и другого такелажного имущества корпусной части;
- способы определения грузоподъемности и допустимые нагрузки такелажных устройств;
- способы предотвращения деформации груза;
- подготовку тросов к приему негабаритных грузов;
- правила составления грузов и установки подкладок под груз и стропы;
- способы очистки поверхности под грунтования, покраски и нанесения лакокрасочных покрытий с помощью ручного или механизированного инструмента;
- способы выполнения судовых плотницких работ;
- правила подачи и принятия световых и флаговых сигналов.
1.4. Боцман назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).
1.5. Боцман подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
1.6. Боцман руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
1.7. Боцман во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.
2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
2.1. Руководит работами по корпусной части судна.
2.2. Распределяет работы между подчиненными ему членами палубной команды.
2.3. Составляет план работ по корпусной части, представляет его на утверждение старшему помощнику капитана.
2.4. Обеспечивает техническое обслуживание корпуса, палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, танков и цистерн, рангоута и такелажа, трапов и штормтрапов, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств, кранцевой защиты судна, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, иных технических средств своего ведения.
2.5. Руководит на судне покрасочными, плотницкими, такелажными и ремонтно-профилактическими работами по корпусной части.
2.6. Ведет учет расходов материально-технического снабжения своей части, составляет заявки на его пополнение.
2.7. Обеспечивает безопасную эксплуатацию технических средств, которые обслуживаются палубной командой.
2.8. Принимает участие в устранении дефектов их работы.
2.9. Обеспечивает подготовку грузовых помещений и оборудования к грузовым операциям.
2.10. Участвует в работах по погрузке и выгрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
2.11. Обеспечивает готовность корпусной части до отхода судна и штормового плавание, крепление груза, судового оборудования и имущества перед выходом в рейс и во время плавания.
2.12. Участвует в швартовных и буксировочных операциях, во время отдавания и принятия якорей.
2.13. Обеспечивает готовность к действиям аварийного противопожарного оборудования и имущества, спасательных средств коллективного и личного пользования и их спусковых устройств.
2.14. Следит за соблюдением порядка на судне.
2.15. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.
2.16. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.
3. Права
3.1. Боцман имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.
3.2. Боцман имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.3. Боцман имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.
3.4. Боцман имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.
3.5. Боцман имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.
3.6. Боцман имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.
3.7. Боцман имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Боцман имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.
3.9. Боцман имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
4. Ответственность
4.1. Боцман несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.
4.2. Боцман несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4.3. Боцман несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.
4.4. Боцман несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.
4.5. Боцман несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
4.6. Боцман несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
4.7. Боцман несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
На любом корабле имеется должность, ответственная не только за поддержание хорошего состояния корабля, но и «приглядывающая» за командой. Эти две важные задачи всегда лежали на плечах боцманов. Но кто такой боцман на корабле? Давайте разберемся в особенностях этой профессии более подробно.
Кто такой боцман
До 1798 года на кораблях боцманов не было, их работу выполнял сержант. Свидетельства и своды морских законов, датированные 1886 годом, уже рассказывают подробно, кто такой боцман. Официально это старший унтер-офицер, неофициально - чиновник, который несет ответственность за состояние корабля, проверяет паруса и шлюпки, анкеры, кабели. В общем, делает все, чтобы судно «бегало» гладко и без проблем.
Не все знают, кто такой боцман. Значение слова расшифровывается следующим образом: это человек, которому подчиняется вся команда. Он старший над нижними чинами моряков. Он руководит всеми работами, производимыми командой на судне, отдает приказы, контролирует, помогает команде качественно выполнять свои обязанности, новичков и младший состав обучает морскому ремеслу.
В ведении боцмана всегда находился и порядок на судне. Поведение, споры, разногласия, дебоши и драки, которые в те времена происходили на кораблях, были также подконтрольны боцманам. Они их предотвращали или заглушали в случае, если те уже разгорелись. Чем лучше вела себя команда, чем слаженней она была, тем выше оценивалась работа боцмана.
Боцманы бывают разные, но взаимозаменяемые
На любом судне всегда должен быть порядок. Боцман, что значит на шутливом языке моряков «дракон», - это чин престижный и глубокоуважаемый. Если боцманов на корабле было несколько, то один мог отвечать только за команду, другой - за состояние канатов и якорную стоянку, третий ведал состоянием снастей и парусов.
Если корабль большой, то боцманов разделяют на первого, второго, третьего и т. д. Это очень удобно. Есть и старший означает, что он контролирует не только команду, но и всех остальных боцманов. Кроме этого, он отвечает за выполнение приказов и оповещает моряков о распоряжениях «сверху». По очереди боцманы несут вахту, заменяя один другого. Их работа происходит по определенному графику.
Боцман - что означает это слово? По мнению моряков, так называют человека, который умеет все и успевает контролировать окружающих. Даже если в обязанности входит только наблюдение за состоянием паруса или якоря, то при необходимости один боцман всегда знает работу другого. Он может выполнить ее не менее качественно.
Как потребность в боцманах менялась с годами
Многие считают, что это спорная и противоречивая профессия. Именно к ней относится боцман. Первые упоминания о подобных людях на корабле появились еще в 1667 году. Тогда был написан документ, рассказывающий о «делах и строении корабля». Назывался тогда этот ранг бутман, или ботеман. Позже, как мы уже говорили выше, эту должность переименовали в сержантов. В английском и голландском флоте также была подобная должность. В переводах есть нечто общее. Итак, кто такой боцман? Это лодочный человек (boot - флотилия или лодка, man - мужчина, человек).
В 1720 году в морском уставе боцман появляется снова. Отмечается, что он заведует тросами и канатами, якорями и талями, швартовыми принадлежностями и буксировкой. Этот человек обязан был знать имя каждого матроса, служившего на судне. В документах указано, что боцман обязан был передать свои знания ученику, а лучше нескольким. Служили тогда на флоте долго, поэтому после схождения на берег, смерти или ранения должна быть уже воспитана достойная замена.
В настоящее время
Отменили звание боцман в 1918 году. Однако и в настоящее время на кораблях имеется такая говорят, что боцман - человек на судне очень уважаемый, но частенько сильно загруженный работой. На его плечах лежит все. Он помощник капитана, друг для всей команды и координатор ее действий.
Надо отметить, что базы вакансий частенько предлагают морякам пойти работать боцманами, да и заработная плата у этих членов команды всегда на порядок выше, чем у рядового матроса. Единственный минус - отпуска бывают у боцманов редко. Особенно если он на корабле один, и замены нет. Несмотря на тяжелый и длительный график работы (от 6 до 12 месяцев) популярность этой профессии не падает, а только набирает обороты.
Труба боцмана
Боцманская труба - орудие, с помощью которого осуществляется не только связь с командой, но и контроль над ней. Труба издает особый тоновый свист, который «передает» приказы боцмана остальным морякам. На некоторых кораблях в старину даже запрещалось свистеть, дабы не заглушить или не спутать отдаваемый боцманской трубой приказ.
В настоящее время на крупных судах трубы боцмана уже нет. Она используется лишь для торжественных церемоний. А вот на небольших торговых кораблях этот инструмент еще вполне в ходу. С его помощью боцман отдает приказы и делает заказы. Младшим членам команды не разрешалось пользоваться трубой, что еще раз подтверждает высокое положение боцманов на кораблях.
На пиратском корабле
Пиратские суда ничем не отличались от мирных кораблей. На них существовала та же иерархия и воинские звания. Боцман также присутствовал на судне пиратов. Обязанности на нем лежали практически такие же, как и на боцманах мирных кораблей. Однако боцман-пират отвечал за срыв вражеского флага или его уничтожение на захваченном судне.
Кроме того, все споры команды также разрешались не без участия боцмана. И если один член команды пиратов подвел в важном деле, предал или опозорил чем-то капитана, то бремя наказания также возлагалось на боцмана. Отвечал он и за казнь, совершая ее, как правило, собственноручно. Боцман-палач на пиратском судне не редкость, а скорее привычная для тех времен закономерность.