Выставка алвара аалто в хельсинки. Дом-легенда: вилла под Парижем, построенная Алваром Аалто

Самый известный финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто (3.02.1898 — 11.05.1976) за 78 лет жизни построил множество зданий в Европе, США, и даже в Ираке. По всей Финляндии стоят его университеты, библиотеки, музеи, театры, культурные центры, офисы, школы и церкви. Вилл для частных заказчиков в этом перечне не так много. Одна из самых известных стоит не в Финляндии, а под Парижем.

Этот шедевр Алвара Аалто — дом Луи Карре — тесно связан с именем художника Андрея Ланского.

Известный торговец картинами, пригласил знаменитого архитектора выстроить ему дом. В течение двух лет из Финляндии, где жил автор, во Францию, где жил заказчик, регулярно везли дерево и рабочих. Когда дом был закончен, торговец остался доволен. И попросил знаменитого художника написать картину для столовой. «Лучший художник» тоже согласился. Он сказал: «Эта картина должна походить на огромную географическую карту. На ней мы увидим все ручьи, реки, озера и океаны. На ней мы увидим деревья, цветы, растения. И ощутим все запахи нашей земли». Примерно так, буквально в нескольких фразах, Андрей Ланской описал историю создания дома Карре, без ложной скромности назвав себя «лучшим художником того времени». Впрочем, в начале 1960-х годов (и, кстати, с помощью «торговца картинами» галериста Луи Карре) он уже имел немалые основания ставить себя так высоко. Его работы уже отлично продавались.

К концу 1930-х, не без влияния Кандинского, Ланской выработал свой, ни на какой другой не похожий стиль живописи. Его «лирическая абстракция» привлекала своей органичностью. «Не надо писать абстрактную или фигуративную вещь — надо писать картину, — говорил он. — Нужно просто смешивать цвета и в нужный момент разделять их — то противопоставлять, то сталкивать, объявлять «перемирие», добиваться между ними взаимопонимания, и даже больше: самых сердечных отношений; наносить их на полотно мягко или грубо и не знать, какую роль они сыграют в этой драме». Абстрактная живопись «придает зрелищную форму невидимому: нашим мыслям, нашим чувствам, нашим духовным переживаниям, которые являются значительной частью нашей жизни».

Андрей Ланской. Париж.

Ланского заметили искусствоведы и коллекционеры. Луи Карре к моменту их знакомства в 1944 году уже три года как был владельцем собственной галереи. Выставлял работы таких художников, как Рауль Дюфи, Фернан Леже и Пабло Пикассо, и живо интересовался всем, что происходило в искусстве послевоенной Франции... Последующие шестнадцать лет в жизни Ланского нередко называют «годами Карре»: он стал постоянным экспонентом нью-йоркских и парижских выставок в галерее Карре, постепенно приобретая известность и признание.

Андрей Ланской. Абстрактная композиция. 1955.

Критика обвиняла абстракцию в непонятности, сложности для восприятия и самодостаточности. Говорили, что этим полотнам тяжело вписаться в реальную жизнь и соседствовать с фигуративной живописью. Тем не менее в 1950 году Карре организовал в своей нью-йоркской галерее выставку Modern Paintings to Live With. Более того, он решил строить загородный дом, который будет украшен работами тех мастеров, с которыми он все эти годы сотрудничал.

Алвар Аалто с супругой и чета Карре.

Итак, в 1955 году, в сорока километрах к юго-западу от Парижа, в местечке Базош-сюр-Гийонн была приобретена земля. Строительство виллы предполагалось поручить Ле Корбюзье, с которым галериста связывали дружеские отношения. Что же его остановило? Карре опасался, что архитектура известного швейцарца окажется слишком умозрительной, чуждой этому живописному месту. И остановил свой выбор на Алваре Аалто. Финн блестяще воплотил идеи заказчика. Он расположил дом на склоне и с помощью деталей вовлек его в диалог с пейзажем. Подчеркнул холмистый ландшафт и красоту дубовой рощи.

Интерьер виллы Карре.

Постройка представляет собой композицию из нескольких объемов разной высоты. Все помещения имеют естественное освещение. (Историки архитектуры считают, что эта работа мастера напоминает более раннюю виллу Мейера, которую Аалто спроектировал еще до войны.) В строительстве использовали белый кирпич с добавлением натурального камня: известняка, травертина и сланца. Внутри белые поверхности чередуются с деревянными панелями стен и потолка. Оконные проемы, иногда во всю стену, делают архитектуру еще легче, открывая внутреннее пространство. Через большие окна оно дополнительно связано с окружающим пейзажем. Аалто спроектировал также мебель и авторские элементы интерьера, выполнил проект сада. В результате получилось уникальное произведение искусства: частный дом-галерея, удобный как для камерной жизни семьи, так и для приема официальных гостей и деловых встреч. Структура его проста и лаконична. Столовая, гостиная и библиотека сгруппированы вокруг центрального холла, спальни же и другие помещения, не предназначенные для публичного доступа, находятся в южной части. Проход в эти комнаты умело спрятан от посторонних глаз.

Интерьер виллы Карре.

Интерьер виллы Карре. Столовая, в которой висели картины Ланского.

Интерьер виллы Карре. Спальня.

Зная, что в доме расположится коллекция живописи, архитектор планировал пространство особым образом. Не исключено даже, что местоположение некоторых работ определяли еще на стадии проектирования. В расчете на будущую развеску архитектор располагал оконные проемы, одновременно продумывая необходимую подсветку. В 1959 году строительство и отделка были полностью закончены. К сожалению, теперь воссоздать интерьер можно лишь по нескольким фотографиям и воспоминаниям очевидцев. Да еще по репродукциям в каталогах — с тех самых аукционов, на которых много позднее была продана значительная часть произведений искусства, принадлежавших супругам Карре. Среди прочего это работы Пьера Боннара и Жана Базена, Рауля Дюфи и Мориса Эстева, Фернана Леже, Аристида Майоля и Жака Вийона.

Луи Карре и Алвар Аалто.

В одном из таких каталогов помещена репродукция картины Ланского «Вход в сад», в свое время тоже украшавшей дом-галерею в Базош-сюр-Гийонн. В конце 1950-х годов по заказу хозяина дома он выполнил серию из шести работ для столовой. Похожие на витраж, яркие, наполненные светом и цветом, эти горизонтальные композиции прекрасно соответствовали легкой архитектуре Аалто, перекликались с формой окон. А по тональности и интенсивности они напоминали живописную окружающую природу, как бы транслируя ее внутрь помещения. Возникала иллюзия многократного приближения и увеличения фрагментов пейзажа, открывавшегося из окон.

После смерти супругов Карре их наследники выставили на продажу здание, а также большую часть уникальных деталей интерьера. И хотя в 1996 году дом был признан историческим памятником и попал под защиту французского государства, интерьер оказался не защищен законом и был распродан по частям. Теперь здесь располагается Финский культурный центр. И если вы приедете в этот парижский пригород, чтобы посмотреть на архитектуру Аалто, вспомните, что когда-то эту виллу украшали великолепные полотна русского живописца Андрея Ланского.

Алвар Аалто (1898–1976) – самый известн ы й в мире финский архитектор и дизайнер. Выставка «Алвар Аалто – искусство и современная форма» пройдет в Атенеуме с 11 мая по 24 сентября 2017 года и расскажет о жизни и художественном наследии архитектора. Обширная экспозиция наглядно продемонстрирует становление языка формы Алвара Аалто во взаимодействии с творчеством других художников того времени. Помимо произведений самого Аалто в Атенеуме будут представлены работы близких друзей автора и таких мастеров модернизма, как американец Александр Колдер и француз Фернан Леже. Часть экспозиции посвящена деятельности компании Artek, оказавшей заметное влияние на формирование финского искусства и промышленного дизайна. Выставка организована Музеем дизайна Vitra при содействии Музея Алвара Аалто и Атенеума.

Открытие выставки состоится в четверг 11 мая 2017 года, ранее, чем было запланировано.

«В творчестве Алвара Аалто присутствовало всеобъемлющее понимание искусства. Его круг общения включал целую плеяду художников-революционеров, ищущих новые формы выражения. Мы хотели подчеркнуть эти связи», – рассказывает директор музея Сусанна Петтерссон.

Алвар Аалто был одним из наиболее влиятельных представителей модернизма мирового уровня. Он был настоящим космополитом с обширной сетью контактов в разных странах. Вместе со своей супругой архитектором Айно Аалто (1894–1949) вел активную международную деятельность уже начиная с 1920-х годов. Большое значение для художника имела идея «гезамткунстверка», универсального произведения искусства. Не случайно разностороннее творчество Аалто охватывает архитектуру, градостроительство, дизайн и изобразительное искусство.

Ретроспективная выставка, подготовленная ответственным куратором Музея дизайна Vitra Йохеном Айзенбрандом , освещает жизнь и творчество Алвара Аалто в период с 1920-х по 1970-е годы. На экспозиции будет представлено большое количество предметов мебели и дизайна, а также архитектурные чертежи и макеты автора. Взаимодействие разных видов искусства и масштабные замыслы Аалто отражены в архивных материалах, художественных произведениях, фотографиях и видеозаписях. В экспозицию вошли последние работы немецкого фотографа Армина Линке , на которых запечатлены архитектурные творения Аалто.

Атенеум вносит свой вклад в изучение наследия Алвара Аалто, демонстрируя на выставке работы его близких друзей: немецко-французского художника и скульптора Жана Арпа (1886–1966), американского скульптора Александра Колдера (1898–1976), французского художника и скульптора Фернана Леже (1881–1955) и венгерского художника Ласло Мохой-Надь (1895–1946). Большая часть представленных произведений искусства попала в Финляндию при содействии компании Artek и ближайшего окружения Алвара Аалто.

Международные художественные выставки, организованные компанией Artek, оказали заметное влияние на историю искусства Финляндии

Алвар и Айно Аалто основали компанию Artek вместе с Майре Гуллихсен и Нильсом-Густавом Халем в 1935 году. В манифесте фирмы значилось, что ее деятельность направлена на поддержание искусства и художественного просвещения. В 1930-40-е годы Artek организовывал художественные выставки в собственном магазине и галерее Taidehalli. В период с 1950 по 1997 годы выставочную деятельность компании продолжила галерея Artek.

Смелые и амбициозные проекты компании Artek демонстрировали зрителям классические образцы модернизма и новейшего международного искусства, оказав значительное влияние на историю развития финского искусства. На экспозиции, посвященной Алвару Аалто, можно увидеть экспонаты, приобретенные музеем Атенеум на художественных выставках Artek.

Атенеум готовит к выпуску издание, авторы которого освещают деятельность компании Artek, а также исследуют творческое наследие Алвара и Айно Аалто в области искусства, дизайна и архитектуры. Над статьями работали Йохен Айзенбранд, Сусанна Петтерссон и Ренья Суоминен-Кокконен . Издание выйдет на финском, шведском и английском языках.

Выставка ранее проходила в немецком Vitra Design Museum, а также в Мадриде и Барселоне (Испания) и в Ольборге (Дания). Международными партнерами выставки являются компании Microsoft (главный партнер), а также Artek и Iittala (партнеры).

Генеральные партнеры Атенеума – Helsingin Sanomat, HOK-Elanto, KPMG и Stora Enso. Спонсором выставки Алвара Аалто в Атенеуме является банк OP.

Мероприятия в рамках выставки

По стоимости входного билета или музейной карте.

11.5. (чт) 13:00 | Экскурсия по выставке с куратором: Йохен Айзенбранд , Музей дизайна Vitra. Залы экспозиции. На английском языке.

14.5.–18.6. | Алвар Аалто в кинотеатре Orion. В 1934–1936 годах Алвар Аалто был председателем и идейным вдохновителем студии Projektio, первого финского киноклуба. Подробная информация о показах серии фильмов на сайте Orion: kavi.fi/fi/ohjelmisto (на финском языке)

17.5. (ср) 17:00–17:45 | Лекция «Алвар Аалто »: Вилле Суохонен и Яри Седергрен. Зал Ateneum. Киностудия Projektio, Aлвар Аалто и цензура кино. На финском языке.

24.5. (ср) 17:00–17:45 | Лекция «Алвар Аалто »: директор музея Сусанна Петтерссон . Зал Ateneum. Алвар Аалто, Artek и изобразительное искусство. На финском языке.

24.8. (чт) 13:00–17:00 | Семинар: Алвар Аалто – искусство и современная форма, посвящённый главным темам выставки. Зал Ateneum. На финском и английском языках. При поддержке Фонда Алвара Аалто.

9.9. (сб) 12:00–15:00 | Семинар: дизайнер Айно Марсио-Аалто. Зал Ateneum. Семинар посвящён профессиональной деятельности Алвара Аалто и Айно Марсио-Аалто. На финском языке. При поддержке Фонда Алвара Аалто.

Творчество архитектора и дизайнера Алвара Аалто (1898-1976 гг.) отличается особой обширностью и многообразием и известно как у себя на родине в Финляндии, так и за рубежом. Аалто в переводе означает «волна», «Маршрут Аалто», т.е. «Волновой маршрут» проведет Вас по стопам мастера от классицизма к модернизму и от кирпичной архитектуры к монументализму. Разработанный маршрут позволяет составить общее представление о городе Ювяскюля и его архитектуре.

Исследовательское путешествие по ландшафту души Аалто стоит начать с музея Алвара Аалто, бережно хранящего его наследие. Расположенный в Ювяскюля и специализирующийся на архитектурном искусстве и дизайне музей является как национальным, так и международным информационным центром творчества Аалто. Вместе с расположенным неподалеку музеем Центральной Финляндии они образуют заслуживающий внимание культурный центр в непосредственной близости от центра города.
Студенческий городок на Семинарской горке считается одним из самых красивых и в архитектурном плане интересных кампусов в Финляндии. После Второй мировой войны количество студентов тогдашней Высшей педагогической школы стало быстро расти. Теснота помещений заставила организовать конкурс на лучший архитектурный проект. Новостройки победившего в конкурсе Алвара Аалто возводились на Семинарской горке с 1951 по 1970 г.

От Семинарской горки маршрут направляется к расположенному в центре города культурному и административному кварталу, который застраивался по плану Алвара Аалто, составленному в 1960-е года. В соответствии с планом были построены Дом полицейского управления, Дом администрации и городской театр. Данный квартал является одним из четырех подобных культурно-административных комплексов, созданных в Финляндии по проектам Аалто.

Если есть возможность проехаться на машине, то один из объектов, заслуживающих бесспорно внимания - это мэрия Сяюнятсало. Выдающийся проект Аалто пробудил из-за своей необычности интерес общественности уже во время строительства, а после открытия мэрии в 1951 году в Сяюнятсало начали стекаться интересующиеся архитектурой и дизайном гости со всего мира.

Объекты:

Музейный центр / музей Алвара Аалто и музей Центральной Финляндии

Alvar Aallon Katu 7, 40600 Jyväskylä.
тел. +358 40 135 6210
www.alvaraalto.fi
www.jyvaskyla.fi/keskisuomenmuseo

Музей Алвара Аалто функционирует в двух городах, в Ювяскюля и в Хельсинки, в общей сложности посетители имеют доступ к четырем объектам архитектуры. Расположенный в Ювяскюля и специализирующийся на архитектурном искусстве и дизайне музей является как национальным, так и международным информационным центром творчества Аалто. Здание музея стоит на пригорке у озера Ювясъярви. Строительство предназначенного под музей здания руки самого Алвара Аалто было завершено в 1973 году. Вместе с музеем Центральной Финляндии (Алвар Аалто, 1961 г.) здания образуют культурный центр, находящийся вблизи университета г. Ювяскюля. Музей Центральной Финляндии является культурно-историческим музеем, который выполняет функцию как городского, так и регионального музея. Помимо выставок в музее проводятся исследования, сбор и сохранение материалов и экспонатов, а также преподавательская деятельность.

Семинарская горка

Seminaarinkatu 15, 40014 Jyväskylä
тел. +358 14 260 1211 (администратор)

Семинарская горка расположена в части города Маттиланпелто, это самая старая часть университетского кампуса Ювяскюля. Студенческий городок на Семинарской горке считается одним из самых красивых в Финляндии. Когда после Второй мировой войны количество студентов начало резко расти, на Семинарской горке возвели новостройки того времени. Здания кампуса, построенные по плану Алвара Аалто, поднялись на Семинарской горке в 1951-1970 гг.

Административный квартал

В 1972 году Алвар Аалто подготовил общий план культурно-административного квартала г. Ювяскюля. В соответствии с ним были построены Дом администрации, Городской театр, а также Дом полицейского управления (нынешний Дом знаний). Здание мэрии, построенное еще в 1899 году, также является частью плана. Капитальный ремонт мэрии был завершен в 2013 году.

Мэрия

Vapaudenkatu 32, 40100 Jyväskylä
тел. +358 14 266 7117 (Информационное бюро мэрии)

http://www.jyvaskyla.fi/hallinto/kaupungintalo
Сохранившееся с 19 в. здание мэрии города Ювяскюля охраняется с 1998 года. Оно играет видную роль в культурно-архитектурном окружении города. После капитального ремонта в мэрии проводятся экскурсии, во время которых рассказывается об ее архитектуре и этапах ремонта.

Городской театр

Vapaudenkatu 36, 40100 Jyväskylä
тел. +358 14 266 0110 (кассы)
kaupunginteatteri (at) jkl.fi,
www.jyvaskyla.fi/kaupunginteatteri


Здание городского театра, Дом театра, было построено в 1982 году, спустя шесть лет после смерти Алвара Аалто. В театре две сцены. Большой Зал вмещает 551 зрителя, а Малый - 98. Для посетителей-туристов открыты только холл и фойе.

Дом строителя

Hannikaisenkatu 17, 40100 Jyväskylä

Дом строителя выполнен по проекту Алвара Аалто как деловой и административный центр. В Доме строителя расположены офисы различных организаций.

Дом знаний (бывшее Полицейское управление)

Kilpisenkatu 1, 40100 Jyväskylä

Современный Дом знаний, бывшее здание полиции - это одна из построек, входивших в план административного квартала Алвара Аалто. Принятое в эксплуатацию в 1970 году здание Управления полиции имело нетипичное для того времени архитектурное решение, т.к. снаружи походило не на штаб полиции, а, скорее, на обычный деловой центр, поэтому с точки зрения жителей оно выглядело более приветливым. Сейчас Дом знаний - это деловой центр, фойе которого открыто для посетителей. В будние дни здесь можно вкусно пообедать.

Мэрия Сяюнятсало

Parviaisentie 9, 40900 Säynätsalo.

Один из самых значительных проектов Алвара Аалто расположен в Сяюнятсало. Архитектор работал над проектом и стройкой в 1949-1952 гг. Благодаря своей уникальности здание привлекало внимание уже во время строительства. Здание отличается многофункциональностью: помимо органов местного управления Сяюнятсало здесь расположены также библиотека, квартиры, офисы организаций и гостевые комнаты. Архитектор Аалто хотел подчеркнуть в архитектуре практическое использование. Мэрия предназначена для жителей муниципалитета, и, конечно, для принятия решений на местном уровне.

Авторские дома, в которые создатели вкладывали частичку своей души, всегда будут вызывать интерес и привлекать внимание, несмотря на переменчивость моды. Сегодня наш рассказ – об одном из талантливых архитекторов, творивших в прошлом веке.

Творческие эксперименты Alvar Aalto позволили его шедеврам финского архитектурного модернизма удостоиться многочисленных наград.

Наряду с Frank Lloyd Wright, финский архитектор Alvar Aalto обладал очень индивидуальным стилем, сочетающим традиции и современность. Но, в отличие от Wright, который родился через десять лет после окончания Гражданской войны 1861-1865 годов и свои ранние работы создал в США в том же веке, Aalto (1898-1976) начал свою карьеру как представитель течения модернизма, распространённого в Европе.

Первые здания архитектора были созданы в стиле нордического классицизма, но Aalto быстро перешёл к функционализму – версии европейского модернизма в Скандинавии. В дальнейшем он минимизировал строгость функционализма и разработал собственную, особенную концепцию современной архитектуры, вдохновение для которой он черпал в истории и финских пейзажах.

Villa Mairea – не первый проект, созданный в таком ключе, но это первый особняк, построенный для клиента (его собственный дом 1936 года постройки). Он стал одним из шедевров архитектуры среди жилых зданий ХХ века. Особенности этого здания не заметны с первого взгляда, дизайн не отличается ни строгой упорядоченностью, как у других современных построек, ни стилистическими намёками на традиционную архитектуру. Создавая этот проект, автор опирался на собственный опыт и настроение. А результат удостоился множества заслуженных наград.

И архитектор, и клиент видели дом как воплощение их нереализованных идей, которые могли бы быть применены к типовым проектам массового жилья. А этим были озабочены многие архитекторы в период между мировыми войнами. Aalto чувствовал, что массовой застройке не хватает отдельных штрихов, которые сделают её живой и индивидуальной, а не стерильной и безликой.

С этой позиции дом выглядит ещё более современным, чем аналогичные здания, поскольку функциональность (основа ранней модернистской архитектуры) в нём важнее стиля и концепции.

Немного о Villa Mairea

  • год постройки: 1939;
  • архитектор: Alvar Aalto;
  • местоположение: Ноормаркку (Noormarkku), Финляндия.

Aalto встретил Maire Gullichsen, жену промышленника Harry Gullichsen, благодаря своему помощнику, Nils-Gustav Hahl, в 1935 году. Maire и Harry Gullichsen, желающие построить виллу в Noormarkku, стали клиентами архитектора уже после того, как была открыта совместная с Nils-Gustav и Maire Gullichsen компания Artek по производству мебели. И по сей день она производит стулья и посуду, дизайн которых разработал Aalto. А особняк стал результатом дружбы, основой которой послужили близкие взгляды на искусство и общество.

Проект был воплощён в реальность благодаря стремлению к новизне и либерализму семьи Gullichsen. В одном из интервью они рассказали, что предложили архитектору рассматривать проект в качестве экспериментального и обещали не предъявлять никаких претензий в случае неудачи.

Одним из ранних дизайнерских решений была схема с консолями, как в проекте виллы Fallingwater от Frank Lloyd Wright. Aalto увидел её в журнале в 1937 году, когда начал работу над Villa Mairea.

Перед тем, как обратить внимание на вариант в стиле Fallingwater, архитектор рассматривал идеи финских крестьянских домов. В дальнейшем он не оставил изначальную разработку, а доработал её, спроектировав здание традиционной для Скандинавии Г-образной планировки. Таким образом строили особняки аристократов, что вполне соответствовало богатству семьи Gullichsens. Как правило, такого рода здания обладают просторными дворами. Здесь приусадебная территория была отведена под бассейн и сауну, соединённую с домом крытым переходом.

После разработки вариант был согласован с клиентом, но, уже на этапе строительства этого дома в лесу, Aalto не раз вносил изменения в проект. Это наглядно подтверждает, что и сам стиль Aalto, сочетающий в себе старое и новое – то, что называют живописным коллажем, – может быть разнообразным и изменчивым.

На первый взгляд особняк выглядит простой белой коробкой среди леса, но, если присмотреться вблизи, станет заметна необычность его конфигурации. В первую очередь привлекает внимание деревянная пристройка к фасаду с большими высокими окнами – там Harry оборудовал библиотеку и гостиную, – а также оригинальные скошенные окна на втором этаже и асимметричный навес над крыльцом. Он также обшит натуральной древесиной, которая выразительно контрастирует с белыми стенами дома.

Если сравнить фасад Villa Mairea с другим известным домом – Gropius House в штате Массачусетс, – то можно увидеть определённое сходство. Оба имеют навесы и винтовую лестницу, но техника декорирования Aalto более мягкая по сравнению с суровостью Gropius. Удивительно, но экстерьеры зданий, созданных Aalto, очень гармоничны и не выглядят перегруженными, несмотря на обилие функциональных и декоративных элементов.

Осмотр с другого ракурса позволяет нам увидеть ещё больше деталей, которые удивительно подходят друг к другу. Деревянная обшивка стен гостиной гармонирует с основанием дома из тёмного камня и тонкой решёткой террасы, куда можно выйти из спальни. За полукруглой стеной на втором этаже, обшитой тёмными фактурными досками, скрывается студия Maire. Такое решение придаёт тыльному фасаду особняка впечатляющий объём.

Прежде чем поговорить о заднем дворе, обратим внимание на ещё пару деталей экстерьера. Большие окна с деревянными рамами в гостиной оборудованы стальными стержнями для раздвижных ставней. Угол дома, где расположена кухня, декорирован тонкими вертикальными планками из тёмного дерева – это метафорический образ леса вокруг дома. С ними перекликаются и другие вертикали – колонны, флюгер и другие конструкции внутри и снаружи дома. За угловым окошком спрятана детская спальня.

Тыльный фасад особняка выглядит проще, чем главный. Здесь преобладают ровные белые поверхности, дополненные панорамными окнами столовой и гостиной. При этом студия из тёмной древесины, которую мы уже видели с другого ракурса, придаёт этой части дома оригинальный и стильный вид.

Под студией расположен зимний сад, куда можно войти со двора. Сама студия своими изгибами и отделкой из тёмного дерева напоминает рояль. А белые несущие конструкции выглядят, словно стволы светлых деревьев, продолжая тему леса.

На фото слева, на дальнем плане, виднеется сауна.

Внутри дома метафора леса выглядит ещё более выразительно, особенно если говорить о колоннах и неструктурных опорах, которые напоминают не только деревья, но и кусты. Они привлекают внимание гостей и функционально разделяют пространство дома. Поэтому интерьер выглядит скорее как некое переплетение поверхностей и линий, в отличие от привычных строгих конструкций, часто встречающихся в современном дизайне.

Взглянем ещё раз на изображённую на фото комнату. Справа расположен вход, слева виднеется лёгкая лестница, а возле неё – переход к столовой. Изнутри дом выглядит не менее интересно, чем снаружи. Необычные элементы – деревянная отделка, изогнутая белая стена у входа, меняющаяся высота потолков – кажутся эклектичными, но вместе создают гармоничный и цельный дизайн. Это именно тот случай, когда целое – больше, чем просто сумма частей.

Если повернуться на 180°, мы увидим гостиную с угловым камином. Снаружи за белой кирпичной стеной находится зимний сад, и, возможно, поэтому она больше похожа на внешнюю стену дома. На переднем плане – одна из самых известных деталей интерьера: две колонны, обвитые ротангом и делящие пространство комнаты на три части. Во всём доме такие цилиндрические колонны обвиты ротангом.

Хороший способ описать дом – это создать серию эпизодов о нём. Хотя многие из помещений особняка – в частности, первый этаж – едины, здесь повсеместно встречаются уникальные материалы, текстуры, детали и аксессуары, которые не повторяются, но вместе сочетаются очень гармонично. Элементы народной скандинавской архитектуры в модернистском интерьере – это ещё один способ создать цельный, продуманный интерьер. Кстати, таким же образом Aalto создавал и два финских павильона для международных выставок примерно в то же время, когда строился и этот дом.

Ещё пара таинственных аксессуаров – оригинальные ручки и маленькие застеклённые «иллюминаторы» на входной двери. И, конечно, нельзя не обратить внимания на деталь, которую чертёжники называли «уши Aalto» – изящное отверстие на камине в гостиной. Такие детали иллюстрируют влияние искусства на архитектуру и особый талант автора к сочетанию различных элементов, создавая цельный и гармоничный дизайн, который выглядит современным, не будучи стандартным и предсказуемым.

На вилле Mairea создан музей Alvar Aalto и вы, уважаемые читатели, можете посетить его, предварительно забронировав дату и время. Тем, кому интересна архитектура дома, предлагается посетить сайт музейной экспозиции, где представлена подробная информация о доме, а также множество чертежей и фотографий.

Я побывала в студии и доме культового архитектора 20 века Алвара Аалто в Хельсинки и смогла точно для себя сформулировать, как выглядит идеальный дом.

1. И студия, и дом великого финского архитектора, которому мы обязаны рождению понятия скандинавский дизайн, находятся в тихом и зеленом районе Хельсинки, куда вас привезет неторопливый четвертый трамвай.

2. Вот так выглядит студия Аалто, превращенная теперь в офис фонда, носящего имя архитектора. Когда Алвар Аалто проектировал это здание, он хотел воплотить в нем не только все присущие ему эстетические принципы, не только сделать здание удобным для работы своего бюро, но и не потревожить сложившегося уклада жилого района.

3. Дом Аалто, который долгое время совмещал в себе функции и жилого пространства, и студии, находится в пяти минутах ходьбы. И студию, и дом можно посетить с экскурсией, как это сделала я. Расписание можно найти .

4. Свои объекты Алвар Аалто считал абсолютными произведениями искусства, то есть проектировал не только само здание, но и абсолютно все его детали, продумывая нюансы отделки, освещения, разрабатывая дизайн предметов мебели и светильников.

5. Знакомство со студией архитектора начинается с кухни-столовой. Любимое место Аалто — вон там, в углу. Если вы внимательно посмотрите на эту и на предыдущую фотографию, вы заметите, как мало прямых углов встречается в конструкции: Аалто стремился к использованию более свободных, естественных линий. Аалто строил свои здания в тесной связи с природой и солнечным светом, поэтому большие окна и высокая естественная освещенностью — характерные черты большинства его объектов. Мне очень понравилась и конструкция-парус на потолке, которая даже в пасмурную погоду, совсем не редкую в Хельсинки, дает рассеянный теплый свет.

6. Кухня тоже лишена прямых углов. Вся мебель в студии производства мебельной компании Artek, основанной Аалто.

7. Второй этаж занимали архитектурные студии.

8. Если вы никогда не видели мебели Artek, вы наверняка узнаете эти гнутые фанерные элементы. Не напоминают ли вам они детали табуретов и кресел Ikea? Все верно! Но именно Аалто придумал и запатентовал эту технологию в тридцатых, когда представить себе гнутую березовую фанеру было просто невозможно!

9. Рассматривая эту фотографию презентационного зала, обратите внимание не только на гнутые фанерные детали стульев, но и на стенд с фотографиями и чертежами, на которые льется естественный свет. Здание спроектировано таким образом, что над наклонной плоскостью для представления проектов расположено окно. Гений в деталях, правда?

10. Кресла, шкафы, торшер, столик дизайна Аалто.

11. Минимальное использование прямых углов, максимальная вписанность в пейзаж и максимальное же использование солнечного света — это Аалто.

12. Дизайн середины 20 века и сейчас смотрится очень, очень свежо.

13. Здесь хорошо видна одна из деталей, по которым всегда узнаются проекты Аалто — это окна в потолке. Я недавно снимала на севере Италии виллу с панорамным остеклением и окнами в потолке и была потрясена тем, насколько больше света при одинаковых условиях льется через потолочные окна. В проекте будущего дома, который мы с мужем однажды построим, окна в потолке занимают одно из главных мест.

14. И даже ступени тут, конечно, естественных форм.

15. Мебель для своих проектов Аалто придумывал сам. Она выпускается до сих пор под маркой Artek . Например, вот это кресло было придумано в 1932 году для санатория в Паймио и носит такое же название.

16. Модель стула конца двадцатых годов.

17. Почти девяносто лет прошло, а актуальности силуэт и материалы не потеряли. Гениально, правда?

18. Торшер, дизайн 1954 года. Изогнутые линии абажура напоминают крылья ангела. Не напоминают? Представьте, как выглядит конструкция, если смотреть на нее сверху. Вышло? Если нет, рассмотрите внимательно фото номер 4.

19. 1947 год. Гнутые ножки превратились в Y-образную конструкцию. Думаю, вы заметили, где черпает вдохновение Ikea. Мне всегда нравились их простые вещи, но после того, как я познакомилась с мебелью Artek, я прониклась еще большим уважением к шведскому мебельному гиганту, делающему гениальный дизайн доступным. Ikea не создана по чертежам Аалто, но несет в массы многие его идеи.

20. Пришло время сходить в гости в дом Алвара Аалто и посмотреть, каким спроектировал жилое пространство гений скандинавского дизайна для себя и своей семьи.

21. Т.к. здание долгое время совмещало функции рабочего и личного пространства, то знакомство с домом начинается со студии.

22. Какое прекрасное единство формы и содержания! Как замечательны эти большие окна, выходящие в парк, как естественны и лаконичны мебельные формы, как натуральны цвета, как уютно и комфортно ощущаешь себя здесь.

23.

24. Помните вазу, о счастливом обретении которой я рассказывала недавно? Aalto в переводе с финского — волна. Волнообразные формы финских озер и берегов, хорошо видные на фотографии, воплотились в дизайне культового предмета интерьера.

25. Чертежи.

26. Библиотека.

27. Гостиная дома. Кресла в обивке под зебру дизайна 1936 года, доступны в магазинах Artek до сих пор всего за 3800 евро за штуку. На столе — та самая ваза.

28. Гостиная украшена подлинниками Ле Корбюзье и Фернана Леже.

29. Светильник дизайна Аалто, 1953 год.

30. Сервировочный столик, дизайн 1936 года. 1800 евро в любом магазине Artek.

31. Ваза Аалто, выпускается под брендом Iittala. 120-160 евро в зависимости от цвета и размера.

32. Столовая.

33. Гостиная на втором этаже. Как же мне нравятся эти окна, занимающие половину стены!

34. Полки по дизайну Аалто, модель 1936 года.

35. Спальня Алвара и его супруги. Архитектор был женат дважды и обе его жены работали вместе с ним. Минимум декора, максимум функциональности — я люблю такие помещения и у себя дома стремлюсь к минимальному количеству вещей, по крайней мере тех, что находятся на виду.

36. Ванная комната. Раковины спроектированы Аалто для санатория в Паймио. Две раковины, а в идеале — две ванные комнаты, обе примыкающие к спальне, — моя мечта. В новой квартире организовать так пространство не позволила планировка, но, надеюсь, впереди у нас дом и там-то я развернусь.

37. И даже ручки в этом доме привлекательны. Vapaa по-фински значит «свободно».

38. Если вы интересуетесь дизайном и архитектурой, но студия и дом Аалто — это первое, куда вы должны попасть в Хельсинки и уже потом, вдохновившись и узнав больше про принципы работы культового архитектора, гулять по городу и подмечать знаковые для Аалто детали в самых известных зданиях столицы Финляндии.

Для планирования визитов в самые известные дома, студии и объекты великих архитекторов удобно использовать сайт iconichouses.com . Пользуйтесь на здоровье!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх